"Есть город золотой"... Закончит любой, кто не слеп, глух и нем с рождения. Эту песню в исполнении Бориса Гребенщикова и группы "Аквариум" все выучили наизусть после выхода фильма "Асса" буквально за пару дней.
Под небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, все травы да цветы;
Гуляют там животные невиданной красы.
Одно - как желтый огнегривый лев,
Другое - вол, исполненный очей;
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом горит одна звезда;
Она твоя, о, ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят;
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.
Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей;
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
То, что стихи написал замечательный поэт Анри Волохонский, а музыка никакого не Франческо ди Милано (и, тем более, не БГ), а прекрасного музыканта Владимира Вавилова, который исполнил ее для записи пластинки под видом средневековой "Канцоны", тоже уже не секрет. Но нас интересует не песня, а город.
Если у Гребенщикова город "под" небом, то в исходнике-то "над. "Под небом" было у АС Пушкина, но "страны своей родной".
Что же за странный город над небом? А над ним звезда еще.
Давайте, посмотрим.
«…И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». (Откр. 21:9–27)
Это Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова о Небесном Иерусалиме, который противопоставлен земному Вавилону. Второе пришествие, Судный день или Конец Света.
В город, олицетворяющий рай, попадут только праведники, в буквальном смысле впустившие Христа. (Сюжет, кстати, сугубо христианский). Звезда тоже понятная, потому что вторым воплощением небесного Иерусалима станет Вифлеем.
Читая Откровение, мы сразу видим и кусочек Изумрудного города Баума и повествование о новом Храме Соломона взамен разрушенного. Построен город прекрасный с садом будет без Храма, потому что храм там и есть Господь.
С городом понятно теперь. Ясно, что он над небом. Даже ангел для особых тугодумов явственно показывает, как инспектор ГАИ - доступными жестами, дескать, выше небесной тверди. (А как ниже нее? она же твердая)
Ладно с городом, с куплетами разобрались. А что за животные нас встречают в припеве? Какие львы с быками?
И тут мы должны вспомнить еще одного пророка и его описание Судного дня. Помните Иезекииля из рассказа про обычный земной Иерусалим? Этому пророку привиделся не город, а трон Господень. В книге пророка Судный день ознаменуется троном на колесах (колесницей), на котором будет восседать Господь, а везти его будут четыре существа человекоподобных, но в обличии Льва, Вола, Орла и Ангела. Это существо называется Тетраморф, потому что все они будут единым целым. Закройте рот! Действительно, не только Кастанеда умел красиво набрасывать.
А было все горааааздо интереснее. Вот так.
Символы древние с первых цивилизаций, просто меняются животные. А в христианстве с ними еще интереснее. Потому что до пришествия Божьего царства по миру пронесутся черные силы - всадники Апокалипсиса. Иоанну Богослову тетраморфы кричали каждый раз: " Vade, et vide!" ("Иди и смотри!"), обозначая Конец света. И каждый раз по миру проезжал один из четырёх всадников Апокалипсиса. На белом коне Чума (античные одежды, потому что первая пандемия чумы пришла как раз от торговли с Азией через Византию), на красном - Раздор, на черном не модель середины нулевых, а Голод, и на бледном - Смерть.
Именно эту аллегорию использовал Элем Климов, когда снимал одноименный фильм про Вторую мировую.
Но почему на всех этих зверях стоит трон Господень? Присмотритесь к этой иконе из Кельнского собора. По углам четыре евангелиста с их символами. На них строится христианская вера. При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.
Теперь без труда понятно, почему символом Венеции с ее Собором Св.Марка является Лев?
Но и это еще не все. Исполненный очей совершенно был не вол. А как-то даже и колесо. Точнее, колеса.
В песне, правда о колесах ничего. Видимо, Господь уже в городе, колесница не нужна, евангелисты в саду встречают праведников.
А те, кто совсем хорошо знает литературу, может сейчас вспомнить, как закончила свое существование легендарная Нарния, и после страшной битвы все оказались в Нарнии новой. Стране Аслана, Льва, который принес себя в жертву и воскрес, где героев встретили ушедшие с ним за горизонт ранее друзья.
Что почитать:
Ненавидимый прокуратором город.
Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.