Найти тему

Под/над небом голубым...

"Есть город золотой"... Закончит любой, кто не слеп, глух и нем с рождения. Эту песню в исполнении Бориса Гребенщикова и группы "Аквариум" все выучили наизусть после выхода фильма "Асса" буквально за пару дней.

Под небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, все травы да цветы;
Гуляют там животные невиданной красы.
Одно - как желтый огнегривый лев,
Другое - вол, исполненный очей;
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом горит одна звезда;
Она твоя, о, ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят;
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.
Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей;
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

То, что стихи написал замечательный поэт Анри Волохонский, а музыка никакого не Франческо ди Милано (и, тем более, не БГ), а прекрасного музыканта Владимира Вавилова, который исполнил ее для записи пластинки под видом средневековой "Канцоны", тоже уже не секрет. Но нас интересует не песня, а город.

Если у Гребенщикова город "под" небом, то в исходнике-то "над. "Под небом" было у АС Пушкина, но "страны своей родной".

Что же за странный город над небом? А над ним звезда еще.

Давайте, посмотрим.

 Якобелло Альбереньо "Небесный Иерусалим" (Эрмитаж)
Якобелло Альбереньо "Небесный Иерусалим" (Эрмитаж)

«…И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». (Откр. 21:9–27)

Это Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова о Небесном Иерусалиме, который противопоставлен земному Вавилону. Второе пришествие, Судный день или Конец Света.

Алонсо Кано прекрасно показывает, какой такой квадратный город с 12 входами должен всем описать Иоанн.
Алонсо Кано прекрасно показывает, какой такой квадратный город с 12 входами должен всем описать Иоанн.

В город, олицетворяющий рай, попадут только праведники, в буквальном смысле впустившие Христа. (Сюжет, кстати, сугубо христианский). Звезда тоже понятная, потому что вторым воплощением небесного Иерусалима станет Вифлеем.

Это как раз его мозаика в Равенне.
Это как раз его мозаика в Равенне.
А с другой стороны - Вифлеем
А с другой стороны - Вифлеем

Читая Откровение, мы сразу видим и кусочек Изумрудного города Баума и повествование о новом Храме Соломона взамен разрушенного. Построен город прекрасный с садом будет без Храма, потому что храм там и есть Господь.

Это средневековая иллюстрация, где Ангел с тростью меряет  стены, чтобы они были правильных пропорций.  Какой конкретно, не очень понятно. Их архангелов с тростью изображается Ханиил.
Это средневековая иллюстрация, где Ангел с тростью меряет стены, чтобы они были правильных пропорций. Какой конкретно, не очень понятно. Их архангелов с тростью изображается Ханиил.

С городом понятно теперь. Ясно, что он над небом. Даже ангел для особых тугодумов явственно показывает, как инспектор ГАИ - доступными жестами, дескать, выше небесной тверди. (А как ниже нее? она же твердая)

-6

Ладно с городом, с куплетами разобрались. А что за животные нас встречают в припеве? Какие львы с быками?

И тут мы должны вспомнить еще одного пророка и его описание Судного дня. Помните Иезекииля из рассказа про обычный земной Иерусалим? Этому пророку привиделся не город, а трон Господень. В книге пророка Судный день ознаменуется троном на колесах (колесницей), на котором будет восседать Господь, а везти его будут четыре существа человекоподобных, но в обличии Льва, Вола, Орла и Ангела. Это существо называется Тетраморф, потому что все они будут единым целым. Закройте рот! Действительно, не только Кастанеда умел красиво набрасывать.

У Рафаэля Санти видение Иезекииля, как и все остальное, прекрасно, но по сюжету неточно.
У Рафаэля Санти видение Иезекииля, как и все остальное, прекрасно, но по сюжету неточно.

А было все горааааздо интереснее. Вот так.

Куда там еще трон, сказать сложно.
Куда там еще трон, сказать сложно.

Символы древние с первых цивилизаций, просто меняются животные. А в христианстве с ними еще интереснее. Потому что до пришествия Божьего царства по миру пронесутся черные силы - всадники Апокалипсиса. Иоанну Богослову тетраморфы кричали каждый раз: " Vade, et vide!" ("Иди и смотри!"), обозначая Конец света. И каждый раз по миру проезжал один из четырёх всадников Апокалипсиса. На белом коне Чума (античные одежды, потому что первая пандемия чумы пришла как раз от торговли с Азией через Византию), на красном - Раздор, на черном не модель середины нулевых, а Голод, и на бледном - Смерть.

Это Васнецов. Его эскиз фрески Владимирского собора в Киеве, который хранится в Петербурге в музее Истории религии.  Сверху не единорожек с радугой, а Агнец с книгой (Иисус смотрит на падение старого мира, когда  рождается новый).
Это Васнецов. Его эскиз фрески Владимирского собора в Киеве, который хранится в Петербурге в музее Истории религии. Сверху не единорожек с радугой, а Агнец с книгой (Иисус смотрит на падение старого мира, когда рождается новый).

Именно эту аллегорию использовал Элем Климов, когда снимал одноименный фильм про Вторую мировую.

Но почему на всех этих зверях стоит трон Господень? Присмотритесь к этой иконе из Кельнского собора. По углам четыре евангелиста с их символами. На них строится христианская вера. При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

Теперь без труда понятно, почему символом Венеции с ее Собором Св.Марка является Лев?

-10
Это они же, но уже в виде херувимов (третья пара крыльев за спиной).
Это они же, но уже в виде херувимов (третья пара крыльев за спиной).

Но и это еще не все. Исполненный очей совершенно был не вол. А как-то даже и колесо. Точнее, колеса.

Это Илон Маск - визионер, говорите?
Это Илон Маск - визионер, говорите?

В песне, правда о колесах ничего. Видимо, Господь уже в городе, колесница не нужна, евангелисты в саду встречают праведников.

А те, кто совсем хорошо знает литературу, может сейчас вспомнить, как закончила свое существование легендарная Нарния, и после страшной битвы все оказались в Нарнии новой. Стране Аслана, Льва, который принес себя в жертву и воскрес, где героев встретили ушедшие с ним за горизонт ранее друзья.

-13

Что почитать:

Ненавидимый прокуратором город.

-14

Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.