Найти тему

Дети и деньги: сколько стоит время подростка и обязан ли он отдавать его полностью и бесплатно

Оглавление

Как-то на днях я обмолвилась о том, что заплатила старшей дочери за уборку комнаты.

У некоторых возникли вопросы. «Как же так? Вы же одна семья! Чем это обернётся в будущем?! Что это за рычаги управления подростком? Разве можно в семье баш-на-баш?» Ну, и тому подобные.

Не думала, что одна короткая фраза вызовет столь бурную реакцию. Тем не менее, попробую прояснить свою позицию.

Во-первых, деньги – это не рычаг влияния. Вообще. Никак. То есть, в принципе, ребёнок мог подойти ко мне перед прогулкой и попросить те же двести рублей. И если они у меня есть, я даю, а если нет, то она и сама понимает, что нет.

Во-вторых, уборку дочь и так бы сделала. Но это было бы долго и возможно, с нытьём о том, что беспорядок наводили все, причём целую неделю, а убирает она одна. Никакой справедливости.

Как так неделю никто не убирал? Элементарно!


Девочки в учебный год заняты с понедельника по воскресенье включительно.
Лера с понедельника по четверг уходит утром в музыкалку, перекусывает по дороге в школу и возвращается часам к восьми. А если решит идти помедленнее, болтая с подружками, то и к девяти. И да, надо успеть отдохнуть хоть полчаса, поесть. Вика, скучавшая по сестре весь день, вцепляется в неё мёртвой хваткой. А ещё нужно как-то и когда-то делать уроки. Относительно свободна она (то есть примерно полдня) только в пятницу и субботу.
Вика пока ещё очень медленный и не особо эффективный в плане уборки член семьи.
У меня дважды в неделю уходит по четыре часа на взятие талона в стоматологии и удаление зуба. Потому как дорога туда-обратно отнимает примерно час времени.
Ещё да, не забываем, что хоть я и на антидепрессантах, но жизненные-то обстоятельства не меняются, поэтому да,
случаются дни, когда я сутки лежу, уткнувшись в подушку, и прогресс уже в том, что при этом я не высчитываю сколько и каких препаратов с алкоголем какой крепости нужно смешать, чтобы всё.
В дни,
когда я в норме, я затыкаю дыры в делах, которые появились в период лежания лицом в подушку, то есть преимущественно стараюсь что-то заработать, запустить стирку, заняться с Викой (мы же помним, что она почти не говорит, да?) по программе от логопеда…
А если мальчик Дима дома, то я могу не заниматься, вообще, ничем, кроме как мальчиком. И при этом он, всё равно, может остаться голодным, набить пару шишек или навести дополнительный беспорядок.

Дело не в том, что не убирается ничего, а в том, что беспорядок создаётся со скоростью большей, чем он устраняется.

Вот я, к примеру, сегодня так и не заправила постель. Вообще. И, видимо, уже не заправлю. Потому как утром я успела заработать аж 30 рублей, сделать Вике причёску, разбудить, накормить, проводить и в девять выйти, чтобы к десяти быть в клинике и записаться.
Час ушёл на дорогу обратно. Полчаса (и даже больше) – на заход в три магазина. И вот я пришла домой, выпила кофе, пишу этот текст, а после буду работать над взятой (видимо, по великой глупости) статьёй, которая, вроде, и движется, но оооочень медленно. А потом снова стоматолог. Да-да, снова два часа на дорогу туда-обратно, минут двадцать там. Потом за Викой в сад (уже бегом) и к логопеду. С Димой успеваю только погулять тот час, пока дочь на занятии, ну и ещё час вместе с ней. Итого домой мы приходим в восемь. И да, посуда, оставленная после завтрака, всё ещё стоит в мойке. К ней ещё добавится та, что после ужина. В восемь же придёт и Лера. И да, я считаю, что лучше пусть она потратит полчаса на игры с сестрой, чем на уборку. А сестра за вечер успеет налепить и нарисовать десятка три-четыре «шедевров», и попробуй ещё рассортируй это всё, чтобы случайно не выбросить самый главный из всех главных, самый ценный и самый шедевральный шедевр. Как-то так. И мы ещё не учитываем всякие мелочи, типа принятия душа, чистки зубов, чтения перед сном и прочее-прочее-прочее.
А это всё время.

А теперь вспомним, что время – это те же деньги. Деньги – это универсальный инструмент, позволяющий всё, причём они легко конвертируются в часы и обратно.

Вот я час писала этот текст. При том, что могла бы за это время решить три, а то и четыре задачки, рублей аж за сорок. Или посуду бы вымыла. Стоит ли оно того?

Периодически случается так, что у меня глухо с заказами. И денег почти нет И вот я в таких случаях наслаждаюсь. Чем? Наличием свободы. Времени. Возможностью получать бесплатные удовольствия, типа прогулке днём на самокате или чтением книги. Когда есть время, можно пойти с ребёнком в парк на отличную детскую площадку, где он с удовольствием играет часами. Когда времени нет, приходится идти по-быстрому на батут, чтобы за 15 минут и 150 рублей ребёнок получил хоть небольшую порцию удовольствия и смог выплеснуть хоть часть энергии.

Я уже писала в статье о деньгах, что в периоды цейтнота мой день загружен под завязку, и тогда я предпочитаю купить в магазине почищенную картошку по цене, допустим, сто двадцать рублей за килограмм. Вместо обычной, которую ещё чистить надобно и мыть, зато по десять рублей за кило. Я же смогу эти сэкономленные на картошке десять минут потратить на то, чтобы заработать эти сто рублей. Сейчас, конечно, мой час столько не стоит, зато и времени на очистку картофеля достаточно.

В цейтноте нет времени на бесплатные удовольствия.

Деньгами очень легко измерить время. К примеру, если меня зовут подружки в кафе. И я понимаю, что при этом мне потом придётся отработать это время, допустим, ночь или же перепоручить свою работу другому. И перепоручить за большие деньги, чем я за неё получу. Если к этому приплюсовать ещё стоимость няни, когда нет других вариантов, сразу хорошо так видна ценность дружбы. Ради кого-то я не готова на такое. Ради других готова.

И нет, я не сижу и не измеряю всё в деньгах. Это можно измерить степенью усталости, например. Перекроют ли те положительные эмоции от встречи ту усталость, что уже успеет накопиться к моменту похода туда? Но в конечном итоге усталость идёт откуда? Или от необходимости зарабатывать деньги, или от нехватки времени на отдых, или от нехватки денег на себя.

Принимая любые решения, я в первую очередь считаю, во сколько они мне обойдутся в денежном эквиваленте. После этого я перевожу деньги в часы. Сколько часов мне нужно потратить на такси и кофе с тортиком? Или сколько минут, в зависимости от того, как у меня сейчас с работой. А сколько часов или минут я потеряю, если сейчас от кофе с тортом откажусь и дотяну так до выгорания, когда ничего не только не буду хотеть, но и не смогу делать? А если вместо такси я пойду пешком? Стоит ли оно того? Час прогулки или час, допустим, за работой. Чего я хочу сейчас? Гулять и сэкономить время (деньги)? Или ехать и потратить время (деньги)? И тут всё не так однозначно, как кажется. Когда такие вот мелочи ты переводишь на часы рабочие, ты лучше понимаешь, чего хочешь.

Деньги — это, чем можно измерить энергию и время. Я перевожу их во время. Но можно в любой ресурс, ценный для вас. Мало кто хочет денег ради денег.

И да, моя дочь тоже хочет денег не ради денег. Просто она ушла гулять до вечера, а чтобы перекусить, к примеру, где-то нужны деньги.

Но дело не в этом. Есть огромная разница в том, чтобы мотивировать ребёнка на что-то деньгами, и тем, чтобы оплатить его время, которое имеет ценность, как и твоё собственное.

Я хочу сделать маникюр, но для этого кто-то на 15 минут должен увлечь Диму. И Лера хочет маникюр. Почему мой ценнее или важнее? Только из-за возраста? Тогда это не семья, тогда это диктатура, где кто старше, тот и имеет право на всё. А если я прикину, что 30 минут с няней – это 100 рублей, а потом предложу дочери 50? И да, она имеет право отказаться, потому что она не обязана жертвовать своим временем просто так.

Дети и деньги. Именно старшие дети.

К примеру, если мне нужно 2 часа на написание текста в блог или полежать лицом в подушку, и я прошу это время потратить старшую на заботу о младших? Тогда я считаю, что эти два часа стоят денег. Потому что это её два часа, которые можно было потратить на себя, уроки, что-то своё... С другой стороны, если я готовлю ужин и прошу от старшей того же самого, то это, вроде как, бесплатно, так как это её вклад в семью. Мой вклад – ужин её вклад – забота о младших.

Это не о том, что «я плачу тебе за общение с сестрой». Это о том, что «я ценю твоё время и понимаю, что у тебя могли быть на него свои планы».

Если я, допустим, заболела, Лера сама и с сестрой погуляет, и с Димкой поможет, и даже приготовит что-то. По собственной инициативе. Видя, что мне плохо. Но дети не понимают ещё таких вещей, как та же депрессия. Для неё в этом случае мама просто ничего не делает, а она почему-то должна.

Вернусь к тем двухстам рублям.

Да, я считаю, что уборка того, где «насвинячили» все, а убирает один, стоит каких-то дополнительных поощрений. Да, для меня это вполне логично. Потому как дочь разобрала и кучу рисунков Вики, и мой стол, и общую обувь в коридоре. Мне осталось пропылесосить и вымыть пол. Пол я кстати,так и не вымыла.

Клинер за то же самое взял бы в пять раз дороже.

Её обязанность — содержать в чистоте своё место. Остальное — общее или моё. В общее должны вкладываться все. Если я не могу сейчас вложить своим участием в совместной уборке и при этом занята не тем, что является вкладом в семью, я считаю, что нужна компенсация. Потому что ребёнок не знает про психиатра и таблетки. Для неё мама лежит и ничего не делает, а на работает. Я могла придумать другую «плюшку», к примеру, отпустить гулять до десяти. Или приготовить то, что она любит. Или ещё что. Но она шла гулять. А у неё на карте было 10 рублей. А до Нового года или другого повода, когда она получит деньги в подарок, ещё далеко.

Вике было 4, а Лере было 11, а мне нужна была няня (заказ срочный доделать, чтобы никто не отвлекал или просто личного времени хочется), я иногда предлагала Лере вариант 50 рублей в час, объясняя, что, в принципе, могу и прекрасную Таню позвать за 250 рублей в час. Но тогда я потрачу больше, поэтому вряд ли мы пойдём в выходные в кино. И да, это честно. Потому как она за эти 50 рублей тратит время, которое могла потратить на уроки, на что-то своё, а тратит на Вику, причём спрос такой же, как с няни. Но да, няню я тоже звала.


И это не то же самое, что «присмотри, пожалуйста, полчаса за Ви, пока я...» и не то же самое, как «поиграй с ней часок, а я приготовлю...».
Это время, которое нужно мне. Лично мне. И это моя обязанность это время найти: наняв няню, попросив Леру, в ущерб сну...

Время подростка тоже имеет цену.

Ребёнок не обязан выполнять не свои обязанности, если он взамен ничего не получает, даже, к примеру, завтрака, потому что мать лежит лицом в подушку и хорошо, что уже без размышлений о суициде.

Пока я лежала беременная. А я именно лежала. С февраля по август. Потому что то одно, то другое, и я не всегда имела возможность даже элементарно встать и стоять, я доползала до туалета или шла по стеночке. Так вот, все эти месяцы всё было на Лере: и сестра, и порядок, и магазин, и еда, и даже деньги она часто тратила свои, потому что работать я в этом состоянии не могла.

Это да. Это называется поддержка друг друга в семье.

А сейчас совершенно другое. И она не обязана убирать за всеми, тем более, если при этом сверх основных потребностей она почти ничего не получает.

Когда в октябре я заберу Диму, на Лере снова на 70% будет Вика (которую, как бы, я рожала, а не Лера, да). И они обе снова будут питаться по принципу «что нашли в холодильнике», и нет, это зачастую не про приготовленный заботливой мамой суп, это про пельмени, вареники (не домашнего производства), овощи, фрукты и консервы. И это 5 дней в неделю. Два оставшихся дня они бесплатно будут развлекать Диму и следить, чтобы он не самоубился (это его хобби), чтобы мама сварила суп или плов, или что-то ещё.

И если я буду грузить Леру сверх этого, она должна взамен что-то получать. Мне нечего сейчас давать взамен. У меня нет на это энергии. Просто нет. Я кое-как пытаюсь выползти из минуса в ноль. Но я могу компенсировать тем, что можно перевести в любые другие «плюшки».

Пока так. Пока иначе никак.

И есть ещё один фактор. Лера получает пенсию по утере кормильца. Это почти девять тысяч. И да, сейчас это треть нашего бюджета примерно. Впрочем, они почти целиком и идут на неё.

А к 14 годам я хочу переоформить её деньги на неё. И она сама будет ими учиться распоряжаться, понимать про бюджет семьи и прочее. Потому что это правильно. Это её деньги. Но до того момента она должна разобраться, что когда она покупает себе платье за 2000 рублей, она тратит четверть всех своих денег, и что 2000 рублей – это 40 часов посидеть с Викой или с чужим ребёнком, или семь дней раздавать листовки у магазина, или месяц мыть полы в подъезде, или два (а в её случае все двадцать) дней сидеть за ноутбуком, ни на что не отвлекаясь. А ещё, что 2000 рублей – это подарки на Новый год всем бабушкам, Вике, Димону и маме. Или что это запас продуктов на 4 дня.

Как её этому научить, если не дома? Отправить мыть машины, убирать подъезды или быть бебиситтером? Зачем?

Кстати, я знаю немало семей, у которых более одного ребёнка и аналогичный опыт. О том, что если времени на себя нет, но есть старшие дети, можно их привлекать. Да, они не обязаны, ибо рожаем сами и не для них, но можно им платить. Есть же в заграницах бебиситтеры, которые подростки от 12+. Почему не зарабатывать на сидении со своим братом/сестрой?

И речь не об общем вкладе в семью, а именно о том, что ты бы заплатила и няне/клинеру/репититору.. Но если ребёнок готов, то почему бы не ему?
То есть это не мотивация к труду, не рычаги управления. Это аутсорсинг. Но в рамках одной квартиры.
И да, подросток вправе отказаться. Ибо я покупаю его свободное время себе, а не мы вместе вносим вклад в семью. Так же, как может отказаться клинер, няня или репетитор.

И да, подросток может сказать, что раздавать листовки на улице выгоднее. И это его выбор.

Но главная моя мысль одна:

«Никто не имеет право забирать время другого человека в своих личных интересах, ничего не давая взамен».

UPD:

Тема про подростков и ценность их времени затронула многих.

Увы, почти никто не понял главного:

Я не мотивирую деньгами. Я не плачу за выполнение обязанностей.
Я оплачиваю время человека, которое он потратил на выполнение того, что должна была выполнить я.
Я это делаю всегда. Хоть с близкими, хоть с чужими людьми. Для меня это нормально.
А ещё (о ужас!) я считаю нормальным платить бабушке за сидение с моим ребёнком, если она сегодня это делала не от большого желания и любви, и вообще, имела другие планы важные, но отказалась от них.
И я также считаю нормальным за всё это не платить, если всех всё устраивает.

Мне просто интересно, а как тогда быть с семейным бизнесом, где один тащит на себе 70%, другой - не более 5%, а остальные - когда как? Это же тоже семья, не?

На фотографии, кстати, Лера) та самая, просто сейчас ей 13 лет, а на фото 5,5 месяцев)
На фотографии, кстати, Лера) та самая, просто сейчас ей 13 лет, а на фото 5,5 месяцев)