Переживаешь, что ребенок еще не говорит? Бабушки и дедушки наперебой рассказывают как ты или твой муж в год уже предложения складывал? У знакомых ребенок в год с небольшим произносит «гусеница» и «виноград», а у тебя ребенок в 2 года по-прежнему говорит исключительно на «китайском»? Почему? В чем причина? Значит ли это, что он отстает в развитии? Давай поговорим об этом.
Зачастую родители склонны оценивать уровень интеллектуального развития ребенка только на основе развития его речевых навыков, а именно способности говорить на «нашем» языке. И если это, по какой-то причине, происходит позже, чем у сверстников, начинают бить в набат и таскать ребенка по различным специалистам, дабы обнаружить какое-то отклонение.
Забавно слышать от некоторых родителей, что их ребенок начал говорить в год с небольшим благодаря их усилиям, чтению, посещению всевозможных развивающих занятий и тп. Большее значение в скорости развития речи играет генетический фактор, а именно скорость миелинизации нервных проводников. Это не значит, что с ребенком не надо заниматься.
Нужно отдавать себе отчет в том, что скорость развития речевых навыков у детей очень индивидуальна и зависит, как от генетических предпосылок (в большей степени), так и от социальной среды, в которой находится ребенок. Однако этап становления моторной речи (это то, что мы понимаем под обычной речью) весьма протяженный от 11 месяцев до 3х лет. Кто-то в год активно начинает говорить отдельные слова, а кто-то ближе к 3м сразу начинает говорить предложениями.
При оценке уровня развития речевого аппарата у ребенка стоит обращать внимание так же на формирование сенсорной речи, т.е. способность ребенка связывать слово с конкретным предметом, обогащать речь различными интонациями. Если ребенок понимает значение обращенных к нему слов, выполняет просьбы, может указывать на предметы, о которых спрашивают, сам обращается к взрослому за помощью, активно говорит на «своем» языке, старается общаться, то беспокоиться не о чем. Ребенок развивается нормально.
Стоит забеспокоиться, если ребенок не идет на контакт, не говорит даже на «своем» языке, не реагирует на просьбы и запреты, не просит о помощи, не ассоциирует слово с предметом. Стоит помнить, что формирование когнитивных (познавательных) способностей не происходит без участия родителей. С ребенком обязательно нужно общаться, читать ему, развивать фантазию и абстрактное мышление посредством игр. Ни в коем случае не стоит заменять реальное общение ребенка с родителем на посещение групп раннего развития или просмотр развивающих мультфильмов.
Информация, полученная ребенком посредством все возможных гаджетов, не требует от мозга ребенка усилий по ее распознаванию. В этом плане книга более абстрактна и заставляет мозг ребенка трудиться, чтобы сопоставить статичную картинку, описание и представить действие.
Стоит так же отметить, что огромное значение для раннего развития ребенка имеет такое понятие, как импринтинг. Ребенок стремится, как можно больше информации об окружающем мире, воспринимать от «своего» взрослого. В этом плане посещение групп раннего развития значительно уступает по эффективности качественному общению ребенка с родителем.
Так же ошибочно мнение, что ребенка можно стимулировать заговорить, если притворяться, что не понимаешь его речь. Наоборот, для ребенка важно получать от родителя обратную связь. Осознание, что его понимают является мощнейшим стимулом для его развития. Ребенок не останавливается, а продолжает говорить, постепенно совершенствуя свой речевой аппарат.
Постоянное одергивание ребенка: «ты говоришь не правильно», «я тебя не понимаю» и тд может способствовать формированию речевого негативизма, при котором речь ассоциируется с негативными эмоциями. Такой ребенок может вообще перестать говорить.
Не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми, это не совсем корректно. Чтобы оценить развитие лучше сравнивать ребенка с ним же в более раннем возрасте.
Правда, что дети, которые заговорили раньше сверстников, вырастут более развитыми в интеллектуальном плане? По личному опыту могу сказать, что раньше не всегда значит лучше. Так, например, мой брат, который заговорил значительно позже нас с сестрой, а именно в 3 года и сразу предложениями отличается гораздо большим потенциалом интеллектуального развития.
До 3х лет он говорил исключительно на «своем» языке. В школу пошел, зная таблицу умножения и читая со скоростью третьеклассника. В рамках школьной программы прочел «Войну и мир» Толстого за одну ночь, хотя никто и никогда его не учил скорочтению. В школе решал сложнейшие примеры в уме и запоминал большие объемы информации. Ныне он без 5 минут кандидат наук. Как ты видишь, не всегда позже значит хуже. Бывает и наоборот.
Береги себя и своего ребенка! Подписывайся на мой канал, до новых встреч!