Мокьюментари (Mockumentary) – псевдодокументальное кино. Фильмы-розыгрыши, прикидывающиеся документальными, но несущие полную ахинею. Как правило, с юмористическими или сатирическими намерениями. Мокьюментари – это не жанр, а скорее приём, с помощью которого комедиографы и просто веселые люди могут решать разные задачи. Отсюда вытекает и многообразие форм, в которые может рядиться псевдодокументалистика: докудрама, фильм-дневник, фильм-портрет, «найденная плёнка».
10 фильмов, стебущихся над документалистикой
Ратлз: Всё, что тебе нужно – бабки (The Rutles: All You Need Is Cash) 1978, режиссёры – Эрик Айдл, Гари Вэйз. Бывший монти пайтоновец Эрик Айдл снимает псевдодокументальную пародию на творческий путь одной ливерпульской группы. Получилось по-британски остроумно, по-пайтоновски едко и точно. В 2002 вышел сиквел, который представляет из себя не более, чем фанфик.
Зелиг (Zelig) 1983, режиссёр – Вуди Аллен. Орсон Уэллс в «Гражданине Кейне» вставил себя любимого в кадры реальной хроники. Длилось это несколько секунд. Вуди Аллен построил на этом целый фильм, решённый в псевдодокументальной стилистике. История человека-хамелеона, меняющегося психологически и даже физически при попадании в новую среду, проходит через основные события первой половины двадцатого века. Вуди Аллен снял не так уж много действительно хороших фильмов, но «Зелиг» определённо среди них.
Это – Spinal Tap (This Is Spinal Tap) 1984, режиссёр – Роб Райнер. Легендарное мокьюментари (простите, рокьюметари) о вымышленной хеви-метал группе, ради которого редакторы IMDB изменили шкалу оценок: This Is Spinal Tap – был какое-то время единственным фильмом в базе, которому можно было поставить 11 баллов из 10. Сейчас это пофиксили, но Google помнит. Удивительно, но многие рокеры восьмидесятых на полном серьезе заявляют, что именно этот фильм лучше всего рассказывает о гастрольной жизни эпохи.
Человек кусает собаку (C'est arrivé près de chez vous) 1992, режиссёры – Реми Бельво, Андре Бонзель, Бенуа Пульворд. Традиционно входящий во всевозможные списки «самых шокирующих» кинолент в истории фильм – остроумное мокьюментари о группе документалистов, снимающих фильм об обаятельном серийном убийце и насильнике. Хороший, годный троллинг документального телетрэша из серии «познакомьтесь с интересной личностью».
Забытые киноленты (Forgotten Silver) 1995, режиссёры – Питер Джексон, Коста Гоутс. Знали ли вы, что крупный план, подвижную камеру и даже цвет в кино придумал один человек. Звали его Колин Маккензи, жил и творил он в начале двадцатого века в Новой Зеландии. До 1995-го о нём не слышал никто, пока Питера Джексон, заручившись поддержкой Леонарда Малтина и Харви Вайнштейна (тогда ещё уважаемого продюсера), не снял отличную мистификацию в жанре ЖЗЛ.
В ожидании Гаффмана (Waiting for Guffman) 1996, режиссёр – Кристофер Гест. Первая из целой серий мокьюментари комедий Кристофера Геста. Группа абсолютно бездарных и чрезвычайно позитивных актёров где-то в американских Васюках ставит мюзикл. Гаффман из названия – бродвейский агент, который по слухам должен это мероприятие посетить, что поднимает и так нездоровый энтузиазм труппы до новых высот.
Победители шоу (Best in Show) 2000, режиссёр – Кристофер Гест. Гест возвращается к теме сферических неудачников в вакууме с историей нескольких супружеских пар, готовящих себя и своих питомцев к собачьей выставке. Настоящая ода идиотизму по-американски.
Первые на Луне 2005, режиссёр – Алексей Федорченко. Не первый кинорозыгрыш на постсоветским пространстве (Сергей Курёхин веселился подобным образом ещё в начале девяностых), но первый российский фильм в жанре мокьюментари, который делает всё, чтобы человек не в теме поверил содержанию. Кино, кстати, проливает свет на секретную Советскую лунную программу 1938 года. Конспирологи одобряют и просят ещё.
Охотник на троллей (Trolljegeren) 2010, режиссёр – Андре Овредал. Группа студентов-кинематографистов случайно раскрывает самую охраняемую тайну Норвежского Королевства – существование троллей. Они знакомятся с охотником на троллей, правительственным агентом, в задачу которого входит контроль за популяцией этих диких, но симпатичных существ.
Реальные упыри (What We Do in the Shadows) 2014, режиссёр – Джемейн Клемент, Тайка Вайтити. Шутливое мокьюментари, снятое с большей оглядкой на реалити-шоу, чем на документальное кино. Если вы хотели знать, как может выглядеть жизнь ведущих видеодневник вампиров в современной Новой Зеландии, то «Реальные упыри» – именно то кино, которое вам следует посмотреть.