На прошлой неделе в кинотеатре «Формула Кино ЦДМ» прошел предпремьерный показ вестерна «Девица», снятого братьями Зеллнер. Это первая картина Дэвида и Нэйтана, которая добралась до российского проката — вероятно, из-за жанровых особенностей, а может, из-за номинации на главный приз Берлинале в этом году. Премьера состоится завтра, 13 сентября.
В общем, все знают, что такое вестерн. Если сузить перечисление сфер искусства, в которых существует это направление, до кинематографа, то мы получим концентрат маскулинности на фоне прерий. Вестерн — всегда про сильных и мужественных, про честь, борьбу и стрельбу. А помимо центрального мужского персонажа всегда найдется верный конь, не менее значимый участник событий. И суровая природа, конечно. Часто фигурирует прекрасная дама: например, очень второстепенная роль женщины, «которой помочь было некому» (кто смотрел вестерны с Иствудом, поймет), или девушка, которую все хотят либо похитить, либо переспать с ней, либо убить — как с Клаудией Кардинале в «Однажды на Диком Западе».
Привычное время действия — вторая половина XIX века, место действия — западные американские штаты. Одна из основных особенностей — противодействие между традиционным и новым, борьба индейцев с белыми переселенцами, но чаще всего центральная тема в вестернах — это борьба законников с безаконниками. Причем на стороне законников в основном безжалостные убийцы — антигерои, охотники за головами.
Классический вестерн обладает определенным набором черт, которые и выделяют его как отдельный жанр.Расцветал вестерн как киножанр в середине ХХ века, затем популярность стала убывать.
Современные режиссеры, тем не менее, нередко снимают вестерны, обогащая жанр новыми чертами. Новый фильм братьев Зеллнер, например, представляет собой деконструкцию вестерна. Это вестерн-черная комедия, и, кажется, будто все доселе привычное для нас перевернули с ног на голову.
В первых кадрах — нетипичная проповедь уставшего пастора о том, что проповедовать ему в тех краях нечего. Затем — в город, который пастор покинул, прибывает субтильный парниша, не умеющий пить виски, с гитарой наперевес и мини-лошадью на привязи.
Вспомните, как обычно являются главные персонажи вестерна в город, где им предстоит ДЕЛО. Это лихой загорелый мускулистый стрелок верхом на коне, с лассо и револьвером.
А у нас тут прогулка школьника получается, по ошибке забредшего в дальние места.
Тем не менее, герой знает, куда и зачем пришел: он ищет даму. Дама попала в беду и, заручившись помощью ничего не подозревающего нового пастора, наш лихач отправляется в путь. Все идет мило, плавно и забавно. Довольно быстро герои достигают пункта назначения, и вот тут-то начинается самое интересное.
Резко развернув сюжет, Зеллнеры делают главной героиней ту самую девицу, которую искал мальчик с лошадкой. И вот уже в центре повествования — сильная и независимая девушка, которая любому ковбою даст фору.
Приключения продолжаются, и по ходу дела, вплоть до фарса, высмеиваются те или иные черты вестернов. Дружелюбный индеец, едва справляющийся с топором, жестоко ошибающийся главный герой, пастор, ищущий любовь, и дама, которая хочет, чтобы ее оставили в покое.
Можно смеяться в голос весь фильм, ведь черный юмор — самый лучший. Однако никто не гарантирует, что лента понравится всем. Увы, такое издевательство над вестерном не каждому по плечу.
И что же мы имеем?
Вместо сильного мужского персонажа нашим вниманием по очереди владеют то хиленький баловень, то сильная женщина, то мини-лошадь.
Помимо прерий, в кадре каким-то образом обнаруживаются березы, степь и даже море (а то и океан?) со скалами. Как пояснили создатели фильма, это — способ создать некое несуществующее место, дабы избавить зрителя от отсылок к знакомым фильмам.