Дмитрий Котов в рамках своего специального проекта исследует места съемок отечественных фильмов в Северном Чертанове
После громкой прошлогодней премьеры «Притяжения» Федора Бондарчука столичное Чертаново оказалось в центре внимания, став, пожалуй, самым упоминаемым жилым районом страны. А ведь снимали здесь не только дорогостоящий российский блокбастер про крушение космического корабля, места эти облюбованы отечественными режиссерами уже давно. В данном материале мы не собираемся давать оценку художественной ценности и степени успешности фильмов, снятых в уютных закоулках экспериментальной чертановской застройки. Наша задача — узнать, чем же так привлекают кинематографистов эти кварталы на юге Москвы, почему именно Северное Чертаново так часто становится местом действия экранных историй разношерстных персонажей от энергичных подростков до повидавших жизнь обывателей, от влюбленных пар до отчаявшихся одиночек, от бандитов до инопланетян.
«КиноПоиск» уже однажды насчитал 14 важных фильмов, снимавшихся в Чертанове. Конечно, в каждом из них место действие играло разные роли — от абсолютно эпизодических до едва ли не сюжетообразующих. Киноработами, которые мы будем вспоминать в нашем исследовательском квесте, станут: «Такси-блюз» (1990), «}{отт@бь)ч» (2006), «Шультес» (2008), «Горячие новости» (2009), «Еще один год» (2013), «Коробка» (2015), сериал «Ольга» (2016—…), «Притяжение» (2017). В рамках специального проекта Postcriticism мы пройдемся по дворам, улочкам, лестницам и подворотням в поисках тех самых мест, которые были запечатлены объективом кинокамеры. Во время прогулки нас будет сопровождать старожил района Лариса Иванова. Лариса — экскурсовод по профессии, она работает в музее-заповеднике «Коломенское» и обитает неподалеку от легендарного ЭЖРЧС — микрорайона-киногероя. Она охотно поделится знаниями и воспоминаниями о родных с детства местах, выскажет свое субъективное мнение, познакомит с достопримечательностями Чертанова, на территории которого проживает уже 30 лет.
Материал довольно долго готовился к публикации, поэтому уточним: наши фотографии описываемых локаций сделаны в апреле 2018 года. Для наглядности нашего своеобразного путеводителя точки съемки мы отметили на интерактивной карте. Для удобной навигации обращайте внимание на нумерацию кадров и цветовые обозначения разных фильмов.
Первая часть | Вторая часть (ЖК «Авеню 77» и ЖК «Оазис-Парк»)
«Коробка», «Притяжение», «Ольга» в той или иной степени затрагивают проблемы городской дворовой молодежи. Чертаново становится сценой, где разыгрываются подростковые драмы, а кинематографисты стараются нащупать тонкую грань между переходным возрастом и нюансами взросления с одной стороны, неоправданной шпанинской дерзостью, гопничеством и быдлятиной — с другой.
На территории ЭЖРЧС есть немало закутков, которые прекрасно подходят, чтобы передать дух уличной жизни.
В 7 классе, по разговорам, подслушанным в школьной раздевалке, я поняла, что ни за что не хочу быть такой, как девятиклассники. Они выглядели уже слишком взрослыми, и увлечения у них тоже были «взрослые». Они пили пиво по подъездам, причем среди них были и дети из приличных семей. Тогда им казалось, что это очень круто — напиться пивом, чтобы тебя выворачивало наизнанку. А еще они периодически ездили на Янгеля [в Чертаново Южное — ДК]бить морду кавказцам. Наверное, в 90-е подобное было во многих районах Москвы. Этот отрицательный пример сыграл важную роль на пути моего становления как личности: что угодно, только не превратиться в них. Однажды, когда я училась уже в 11 классе, какие-то неадекваты ночью пробрались к нам в школьную столовую, побузили там, побили окна и посуду. Что-то подожгли, сломали лавки и написали на стене Skinhead.
Лариса Иванова
В неспокойные 90-е Чертаново стало чуть ли не нарицательным определением «спальника» с криминальным уклоном, где наряду с условными Солнцевым, Люберцами или Балашихой обитают мутные, агрессивно настроенные личности, караулящие в темной подворотне законопослушных граждан. Стереотип, как водится, был лишь стереотипом, но возник он, наверное, не беспочвенно. В общем, чтобы не сгущать краски, поделимся с вами мимимишной историей.
Однажды холодным августовским днем, в конце летних каникул, я шла домой и заметила на асфальте внутри жилого массива что-то, похожее на шнурок от ботинок. На нем были яркие желтые пятнышки. Внезапно он пополз, и стало ясно, что это маленький ужик. Тогда мне почему-то подумалось, что в соседнем центре внешкольной работы на Сумском проезде есть живой уголок. Я взяла ужика в руки и понесла туда… Но живого уголка у них не было. Руководительницы кружков испугались, переполошились, увидели ЗМЕЮ, причем никто из них даже не смог отличить гадюку от ужа (желтые пятна говорят о том, что перед вами уж). Проснулся хтонических страх женщины перед пресмыкающимся. В итоге они не приняли его в свой дружный коллектив. У меня он прожил всего сутки, я даже хотела назвать его Сережей… Но на воле ему было бы лучше, и он в итоге, с моей помощью, нашел свою судьбу в Битцевском лесу. Вся эта история забавно перекликается со сценарием «Притяжения» — жители Чертанова не всегда готовы принимать пришельцев и всяких рептилоидов, не похожих на них, с распростертыми объятьями… Особенно всяких пресмыкающихся гадов с темным оттенком кожи. Это я про ужа.
Лариса Иванова
Если в «Притяжении» национально-расовый подтекст был слегка завуалирован фантастическим жанром, то в «Коробке» Эдуарда Бордукова он прописан весьма прямолинейно. Хотя на экране ребята по большей части решали конфликт не в драке, а на футбольном поле. Кстати, желающих посетить Чертаново с кинопаломничеством вынуждены разочаровать: та самая коробка строилась специально для съемок и жителями района не использовалась. Сейчас ничто не напоминает о ее существовании. Впрочем, если оказаться на местности, становится ясным, что расположение подобного объекта конкретно в этой точке, рядом с всё той же пешеходной дорожкой, и правда не вполне удобно. В кино нас всегда немножко обманывают.
На самом деле, совсем неподалеку находится не только коробка, но и настоящее футбольное поле достойных размеров. И то, и другое — во владениях школы (бывшего лицея) №1158.
Кстати, здание №2 школы №1158 сыграло в «Ольге» роль приемного отделения больницы, куда Гриша и его не по годам активная бабушка привозят плохого парня Мотовилова.
Занимая несколько зданий и имея внушительную территорию в южной части микрорайона «Северное Чертаново», а также ряд корпусов на другой стороне Сумского проезда, школа давно пользуется репутацией престижного учебного заведения.
Наш учитель физики, о котором уже упоминалось выше, ласково называл нас «быдло “Сумской проезд”». А вот микрорайон «Северное Чертаново» во всей округе воспринимался престижным. И одна школа там считалась элитной, с экономическим уклоном. Это было модно в те времена. Попасть туда было сложно. Одна моя умная и красивая одноклассница Марина, которая была компанейской девочкой и тоже лазила по «заброшкам», после 9 класса пыталась поступить в эту школу, но не смогла сдать английский. А потом, кстати, поступила в педагогический и стала учительницей английского языка. Такая ирония.
Лариса Иванова
В футбол играли не только герои «Коробки». Например, Юрген, отец главной героини сериала «Ольга», в перерывах между распитием спиртных напитков тренировал детскую футбольную команду. Футбол и правда популярен в Чертанове, местная футбольная школа со стилизованным чёртиком на эмблеме известна в столице, особенно после выхода ФК «Чертаново» в ФНЛ по итогам прошлого сезона. Именно здесь, в Чертанове, в июле 2018 года завершил свой тур по России в преддверии Мундиаля главный трофей Чемпионата мира. Юные футболисты получили уникальную возможность воочию увидеть Кубок мира и сфотографироваться с ним в здании родной школы. Впрочем, тренировки Юргена, судя по внешнему виду тренировочного поля, показанного в сериале, снимались в другом месте, как и его прощальный матч против проституток.
Инфраструктурой для физкультурного развития чертановцы не обделены. Вокруг спортивной коробки за корпусом 601 частенько тусуется молодежь из «Ольги».
Кстати, именно в этот двор таксист Иван Шлыков привозит разгульного музыканта Леху Селиверстова в начале фильма Павла Лунгина «Такси-блюз». Иван живописно ждет на фоне чертановских высоток, когда пассажир вынесет ему деньги, но в результате оказывается обманут, что и становится завязкой истории.
Прошло 16 лет, а такси вновь везет киногероя в Чертаново. На этот раз — главного злодея фантастической киберкомедии Петра Точилина «}{отт@бь)ч». Направляется Шайтаныч к еще одному, очень актуальному для середины «нулевых», молодежному типажу — раздолбайствующему хакеру Гене, погрязшему в виртуальном пространстве.
Не очень законопослушный, но добродушный и ироничный Гена — очередной представитель разношерстной чертановской молодежи, которая живет не только уличной жизнью.
Сюда же, в микрорайон «Северное Чертаново», режиссер Оксана Бычкова поселила молодых героев своей ленты «Еще один год» — парня Егора и девушку Женю. Не похожие на коренных москвичей бомбила и начинающий веб-дизайнер — симпатичные обыватели, чьим простым и понятным чувствам почему-то хочется сопереживать. Что видно из окна их квартиры на одном из верхних этажей корпуса 406?
Навстречу нам едет Проектируемый проезд №6282, на заднем плане — Балаклавский проспект, справа с краешку — кусочек бара Hot Rod Bar, а еще чуть правее, уже за кадром — Большой Чертановский пруд.
Продолжение следует.
Автор: Дмитрий Котов
Не забудьте подписаться на наш канал. Больше материалов вы найдете на сайте Postcriticism и в социальных сетях: "ВКонтакте", Facebook, Twitter и Telegram.