Найти тему
Лахта Центр

Искусственный интеллект занялся искусством

Christie’s, британский аукционный дом, впервые в мире выставляет на продажу произведение искусства, созданное искусственным интеллектом.

Portrait  of Edmond Belamy, 2018, created by GAN (Generative Adversarial  Network), which will be offered at Christie’s in October. Image ©  Obvious
Размер картины составляет 70×70 см.
Portrait of Edmond Belamy, 2018, created by GAN (Generative Adversarial Network), which will be offered at Christie’s in October. Image © Obvious Размер картины составляет 70×70 см.

На портрете в позолоченной раме изображен дородный джентльмен, возможно, француз и, судя по темному сюртуку и простому белому воротнику, церковный человек. Работа выглядит незавершенной: черты лица несколько расплывчаты, на холсте остаются пустые участки. Вся композиция немного смещена, подпись гласит, что натурщик - человек по имени Edmond Belamy.

Картина создана искусственным интеллектом - алгоритмом, определенным алгебраической формулой.

Когда он пойдет с молотка на Christie's 23-25 октября 2018, то это будет сигнализировать и символизировать о приходе AI art на мировую аукционную сцену. Так будет дан ответ на фундаментальный вопрос о том, можно ли вообще назвать искусством произведенные нейросетями изображения.

Предварительная оценка полотна составляет от 7 000 до 10 000 фунтов стерлингов.

Автор работы – такова подпись на картине.
Автор работы – такова подпись на картине.
Фото christies.com
Фото christies.com

Нейронная сеть научилась создавать оригинальные произведения искусства, комбинируя опыт, полученный в ходе изучения различных стилей живописи.

Creative adversarial network (CAN) была разработана командой ученых из Лаборатории искусственного интеллекта и искусства (The Art & AI Laboratory) Ратгерского университета в Нью-Джерси.

Creative adversarial network (CAN) – это разновидность generative adversarial networks (GAN).

Нейросеть GAN состоит из двух соревнующихся систем: генератора (generator) и дискриминатора (discriminator). Задача генератора — создавать новые объекты, похожие на объекты из обучающей выборки. Дискриминатор соревнуется с ним.

Конкурирующие сети впервые описал Ian Goodfellow из компании Google, 2014.

Команда Ратгерского университета научила нейросеть анализировать до 81 тысячи живописных картин. Такая объемная выборка формирует список условий, при которых созданная картина может быть отнесена к произведениям искусства. Параллельно второй дискриминатор составляет список стилей и проверяет картину на схожесть с ними – проводит операцию по верификации. Новая картина рождается тогда, когда изображение признается произведением искусства, не идентичным ни одному из существовавших ранее стилей.

Фото obvious-art.com
Фото obvious-art.com

Картина, выставленная на Christie’s, создана по алгоритму, разработанному парижской креативной группой Obvious Art, которая занимается изучением интерфейса между искусством и искусственным интеллектом по методу GAN.

-5

Команда Obvious экспериментирует над понятием креатива для машины и параллельно с ролью художника в процессе создания.

Их алгоритм состоит из двух частей – генератор и дискриминатор, которые снабжены данными о 15 000 портретах, написанных в период с XIV по XX век.

«Генератор создает новое изображение на основе набора, затем дискриминатор пытается определить разницу между изображением, созданным человеком, и изображением, созданным генератором. Цель состоит в том, чтобы обмануть дискриминатор, тогда у нас есть результат», - рассказывают авторы креативного алгоритма.
Фото obvious-art.com
Фото obvious-art.com

В Obvious Art говорят, что портретная живопись является чрезвычайно жестким жанром для ИИ, поскольку много кривых и сложных линий на лицах.

Нейросеть Obvious создала уже одиннадцать портретов, изображающих членов вымышленного семейства Беллами. Разработчики придумали эту фамилию в честь известного специалиста по искусственному интеллекту.

Пример образов, генерируемых CAN. Фото artsy.net
Пример образов, генерируемых CAN. Фото artsy.net

Является ли искусством то, что делает машина?

Ahmed Elgammal, руководитель Art and Artificial Intelligence Lab at Rutgers University, New Jersey, США:

«Да, если вы смотрите только на форму и игнорируете то, о чем идет речь в искусстве, тогда алгоритм просто генерирует визуальные формы и следует эстетическим принципам, извлеченным из существующего искусства.
Но если вы рассматриваете весь процесс, то у вас есть что-то больше похожее на концептуальное искусство, чем на традиционную живопись.
В центре находится человек, задающий вопросы, а машина дает ответы. Все это -искусство, а не просто картинка, которая выходит в конце.
Можно сказать, что на данный момент - это сотрудничество двух художников — человека и машины. И это заставляет меня думать о будущем, в котором ИИ станет новой средой для искусства».
Фото obvious-art.com
Фото obvious-art.com

В этом году знаменитый аукционный дом Christie's организовал симпозиум по глубоким последствиям блокчейна для художников и коллекционеров.

Инаугурационная технологическая конференция будет теперь ежегодным мероприятием.

Пройдет еще десять или двадцать лет — кто знает? – и предметом обсуждения может стать перформанс в виртуальной реальности или творчество еще не придуманного робота Пикассо.