Английский монах Флакк Альбин Алкуин был не только учителем императора Карла Великого, но стал главным деятелем культурного рассвета, получившего название «Каролингского возрождения».
Алкуин был главой школы в Йорке, основанной епископом Эгбертом Йоркским, учеником Беды Достопочтенного. Император был образованнейшим человеком своего времени, знал латынь, греческий и заботился о просвещении франкского духовенства. Не имея в империи достаточно грамотных людей, способных возглавить школы для обучения молодежи, Карл пригласил в Аахен из Италии Петра Пизанского и Павла Диакона, Лейдарда из Баварии и гота Теодульфа из Испании. В 782 г. император пригласил к своему двору Алкуина. Он стал главой дворцовой школы в Аахене, личным учителем наследника престола Пипина и создал множество учебников по различным отраслям знаний.
В 787 г. Карл Великий «Капитулярий о науках», согласно которому в империи начали создаваться школы при монастырях и епископствах. Постепенно при монастырях были созданы главные центры образования, в основу которого было положено изучение «Семи свободных искусств»: латинской грамматики (умение читать и писать), риторики (умение выражать свои мысли), диалектики (искусство спора), арифметики (умение рассчитывать доходы и вычислять церковные праздники), геометрии (смесь элементарных геометрических знаний и географии), астрономии (изучение системы Птолемея и астрологии) и теоретической музыки (умение писать псалмы и религиозные гимны). Католическая церковь традиционно уделяла большое внимание развитию образования. Постепенно на базе церковных школ были созданы всеобщие школы, в которых кроме «Семи свободных искусств» изучалась также одна практическая дисциплина: медицина, право или богословие. В конца XI в. всеобщие школы начали превращаться в университеты, самыми первыми из которых были Болонский и Парижский. Университеты состояли из 4 факультетов: артистического (младшего), теологического, юридического и медицинского (старших). Сперва студенты зачислялись на артистический факультет, где они изучали «Семь свободных искусств». Закончив его, для продолжения образования они выбирали один из старших факультетов. Преподаватели и студенты принадлежали к сословию священников, получали жалование от церкви и не подлежали светскому суду. Все обучение велось на латыни.