«Я хотел написать книгу, чтобы читатель не понимал, плакать ему или смеяться».
Недавно в Редакции Елены Шубиной вышла книга «Дни Савелия» - дебютный роман актера театра «Студии театрального искусства» Григория Служителя. Пронизанная добротой и человеколюбием, история, созданная молодым актером, сразу полюбилась читателям.
О том, как он пришел к литературе, о чем его первая книга и какие дальнейшие планы, Григорий Служитель рассказал на Московской международной книжной выставке-ярмарке.
Истории публикации
Открывая «Дни Савелия» читаем предисловие Евгения Водолазкина: «Обнаружив в своем почтовом ящике текст с названием «Дни Савелия»,…». Может показаться, что именно он, автор «Авиатора» и «Лавра» первым открыл новое дарование, но на самом деле «Савелий» до этого побывал не в одних руках.
Григорий Служитель работал над романом два с половиной года. Тотчас, как в тексте была поставлена последняя точка, мысли новоявленного писателя начали крутиться вокруг важной проблемы: что же со всем этим делать дальше?
Через друзей Григорий обзавелся е-мейлом Марины Степновой («Женщины Лазаря», «Безбожный переулок»). Писательница очень тепло отозвалась о Савелии. Служителю это придало оптимизма и он через Фейсбук отправил рукопись Александру Гаврилову (критик редактор, литературный деятель). И снова последовала положительная оценка. Тогда уж Григорий действительно поверил в то, что создал нечто значимое, достойное внимания и решил обратиться Евгению Водолазкину, с которым был немного знаком. Впрочем, именитый писатель и не подозревал о литературных амбициях актера Служителя, а посему был приятно удивлен качеством «Дней Савелия» и определенно поражен тем, что эта книга у Григория первая.
И вот уже через Водолазкина рукопись книги попала к Елене Шубиной – главному редактору РЕШ. Дочитав «Савелия» до середины, взволнованный редактор позвонила Служителю, узнать, всё ли будет в порядке с главным героем романа. Убедившись, что Савелий продолжит свои приключения дальше, Шубина приняла решение об издании книги.
Так с момента, когда Служитель закончил писать свой роман, до его публикации прошел месяц.
Из актера в писатели
Тяга к литературе у Служителя появилась отнюдь не два с половиной года назад, когда он сел за «Савелия». Многие моменты из романа на самом деле были написаны, 5, 10 и даже 15 лет назад. Они долгие годы отлеживались в заметках на айфоне, дожидаясь, когда автор найдет способ их употребить.
В какой-то момент «писать» перевесило «не писать». По словам Служителя, созрел магнит, который начал притягивать какие-то фразы. До этого же либо не о чем было рассказывать, либо же просто не получалось. А тут, все сошлось, и на свет начал появляться «Савелий».
А был ли кот?
«Дни Савелия» - роман, написанный от лица кота. И хоть прием этот в мировой литературе вовсе не новый, он по-прежнему привлекает к себе внимание и вызывает неизбежные вопросы к автору: почему кот, и о котах тут на самом деле?
К сожалению, а, может быть, и к счастью, наш обворожительный Савва - лишь тематический фон. Он способствует развитию действия. Григорий считает, что писать про котов удобно. Благодаря подвижности этих животных, с легкостью можно менять пейзажи и обстоятельства. Оттого становится возможным рассказать что-то интересное, что на самом деле к основному действию относится лишь по касательной. Не происходит зацикливания на чем-то одном, наоборот, вместе с котом ты буквально прыгаешь с места на место.
Театр
У Григория спрашивают, кем он все-таки хочет быть актером или писателем:
- Я еще и пою, - улыбается.
Но все же сейчас важнее для Служителя писать. Это его основной путь для самореализации, хотя театр Григорий бросать не собирается.
Основная причина смены вектора в том, что именно литература может помочь проявить, показать себя. Вот есть спектакли, которые уже 12 лет идут. Вначале ты погружаешься в роль, оттачиваешь ее. Ты как-то соотносишь себя с персонажем, учишься у него. А потом проходят года. Ты сам меняешься, а персонажа нужно играть также, как в первый раз. С книгами в этом плане по-другому. Здесь уже ты сам выступаешь в роли демиурга, а потому волен менять текст, подстраивать его под себя, и тем самым реализовывать себя самое.
«Актер делает вид, что проживает чужие жизни. И чем лучше ты актер, тем лучше ты делаешь вид», - считает Служитель.
О том, как работа актером повлияла на литературную деятельность Григорий почти не говорит. Лишь упоминает, что, когда писал «Савелия» нет-нет, да и вставлял какие-то фразочки из произведений, в постановках коих принимал участие. И это отнюдь не целенаправленные заимствования, а скорее игры памяти. Она сама порой подсказывает, что и как написать.
Литературные влияния
Многие видят в «Савелии» отголоски Саши Соколова. Григорий не отрицает. Он икренне любит этого автора и даже в своем романе оставил для него пару приветов.
Из любимого и повлиявшего на творчество Служитель также выделяет:
- Беккета (особенно романы);
- Музеля;;
- Пруста;
-Акутагаву;
- Грасса;
- Чехова;
- Боккаччо с его «Декамероном».
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books, так вы не пропустите обновления!