Найти тему
Vespa Media

Псковская библиотека древних книг

Загадка исчезновения и местонахождения знаменитой библиотеки царя Ивана Грозного до сих пор таит множество вопросов и предположений. А ведь в Пскове тоже в свое время была своя и не менее знаменитая библиотека ценнейших и редких книг.

На картине современного русского художника С.А. Кириллова «Броды» справа от палат Ямского за крепостной стеной изображена церковь Богоявления с Кстовы. Именно эта церковь в 16-17 веках являлась крупным книжным центром города Пскова.

-2

В конце 17 века по приказу из Москвы все собрание славяно-русских книг церкви Богоявления с Кстовы было безвозвратно вывезено на московский Печатный двор. Среди вывезенных книг находились 12 служебных миней 12-13 веков. Следует отметить, что по масштабу вывезенных из хранилища церкви Богоявления с Кстовы книг по сравнению с другими библиотечными центрами русских городов, собрание редких древних рукописей этого храма по ценности, возможно, было единственным в России.

-3

О значимости церкви Богоявления с Кстовы говорит и то, что в источниках она всегда называется «великим Богоявлением», что повышало ее статус по сравнению с двумя другими Богоявленскими храмами, расположенными поблизости.

Впервые церковь Богоявления с Кстовы упоминается в псковских летописях в 1397 году. И уже в середине 16 века она играет важную роль просветительского и духовного центра города Пскова. С этим храмом связана жизнь знаменитого псковского и русского агиографа середины 16 века, автора житий святых, церковных служб – псковского священника Василия – Варлаама.


-4

Биография Василия – Варлаама дошла до нас фрагментарно, и то, в основном благодаря его автобиографическим запискам на страницах своих произведений.

Василий – Варлаам известен тем, что входил в круг приближенных сподвижников митрополита Макария, под руководством которого трудился над Успенскими и Царскими Четьи Минеями. Митрополит Макарий сыграл выдающуюся роль в истории России, он был влиятельным идеологом, духовным и государственным деятелем эпохи Ивана Грозного. Благодаря, в том числе, заслуге святителя на карте мира появилось Русское Царство. Им же январским морозным днем 1547 года был совершен чин венчания на царство первого русского царя Ивана Васильевича Грозного.

Митрополит Макарий хорошо знал псковского священника Василия – Варлаама в период управления новгородско-псковской архиепископской кафедрой, поэтому привлек его для масштабной работы в Москву.

Псковский агиограф Василий – Варлаам является автором жития князя Александра Невского, князя Всеволода – Гавриила, Ефросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Сказания о Мирожской иконе, жития Никиты и Нифонта архиепископов новгородских и других произведений. В своих произведениях Василий – Варлаам прославляет деяния митрополита Макария, царя Ивана Васильевича Грозного и его победы.

Вероятно при написании своих литературных трудов Василий – Варлаам пользовался библиотекой церкви Богоявления с Кстовы. Это подтверждает факт тесных связей Василия – Варлаама с духовенством церкви Богоявления с Кстовы, клириками соседней церкви Бгоявления в Бродах, боярскими семьями и прихожанами этой части города.

В конце 50-х годов 16 века Василий – Варлаам принимает постриг в Крыпецком монастыре. После принятия пострига, Василий – Варлаам не порывает связей с Псковом. Он становится игуменом Иоанно-Богословского Котельникова монастыря на Мишариной горе, расположенного за пределами городских укреплений недалеко от Гремячей башни. Церковь Иоанна Богослова 1547 года постройки сохранилась до нашего времени.

В связи с упоминанием Котельникова монастыря следует отметить его как центр псковского книжного дела. В Котельниковом монастыре трудились известные писцы и книжники, связанные с кругом митрополита Макария, принимавшие участие в работе над Царскими Четьи Минеями в Москве. Надо отметить, что в Москве над минеями трудились несколько псковских книжников.

Установлены имена четырех псковичей, трудившихся над перепиской февральской минеи. Касьян, инок с Гремячей горы, на л.663 оставил запись о себе: "Февраль. Писмо инока Касьяна з Гремячей горе." На лл. 262 и 265 сохранилась приписка Кузьмы: "Олексеевского попа Феодора, а ныне то пишет Богородицкой Кузьма на Завеличьи" Алексеевский поп Феодор тоже, вероятно, был псковичом. Вместе с Касьяном и Кузьмой над февральскими минеями трудился и писец из Котельникова монастыря, об этом имеется запись на л.316: "Правлено пис-мо Котково из Котельникова монастыря, дописывал Софийский диакон Богдан."

На фото: картины С.А. Кириллова с видами на "Броды" и Гремяцкой монастырь, церковь Иоанна Богослова Котельникова монастыря на Мишариной горе.