Найти тему
Музыка и Жизнь

Led Zeppelin III против критиков

Это удивительно, но музыкальные критики в пух и прах разнесли сразу после выхода третий альбом группы Led Zeppelin под одноимённым названием (цеппелины первые четыре альбома просто нумеровали и это представляется теперь намеренным шагом). Как ни странно, публика тоже не бросилась покупать альбом, он был далеко не в лидерах продаж - но это ещё можно объяснить тем, что в 1970 году вышло огромное количество альбомов, составивших цвет популярной музыки. Кроме того, как говорил потом Роберт Плант: LZ III не был одним из самых продаваемых в каталоге, потому что аудитория обернулась и сказала: «Что нам с этим делать? — где наша вторая часть „Whole Lotta Love“». Они хотели что-нибудь вроде Paranoid Black Sabbath! Но мы хотели акустики, и такая песня как «Gallows Pole» всё ещё имеет силу «Whola Lotta Love», поскольку позволила нам быть динамичными. И я согласен с Плантом на сто процентов, ибо массовая публика сходу не разглядела насколько сильные вещи были на этом альбоме - та же самая упомянутая Виселица это мостик, который Лед Зеппелин перекинули на столетие назад, к корням блюза и рок-н-ролла, это надо было вдумчиво оценить. в том числе послушав оригинал. А публике хотелось хард-рока и ещё раз хард-рока и опять хард-рока.

Теперь понятно, что "отход" (если так можно сказать, на самом деле это выход за рамки для разнообразия, для того, чтобы мозги публики работали и расширяли кругозор) от хард-рока в год, когда казалось бы намечена торная дорога, этот откат был скорее всего намеренным. Группа не хотела казаться "как все" в период пока ещё становления.

Что интересно, Джимми Пэйджа претензии публики и слабые продажи волновали мало - он-то представлял себе что и зачем они делают. А вот отзывы музыкальных критиков он воспринял крайне болезненно и не давал интервью полтора года после выхода альбома. И даже настоял на выпуске следующего альбома вообще без релиза и предупреждения. Молод был Джимми, самолюбив, не понимал тогда, что музыкальные критики в большинстве своём неудавшиеся музыканты, потому и умничают не в меру, хотя в отсутствии музыкальной эрудиции их не заподозришь.

Я тоже своего рода музыкальный критик-любитель, и хотя имею музыкальное образование, музыкой никогда не занимался профессионально и не мечтал об этом, поэтому мне полегче. Но попрошу мои критические стрелы в мою же сторону не оборачивать, поскольку "я так слышу". Поэтому сразу с критики и начну. Моя нелюбимая песня на альбоме - стартовая Immigrant Song, мне она кажется монотонной и безликой, рифф рваный, преобладающие минорные интонации вгоняют меня в тоску. в том числе и страдающий вокал Планта. Песня вызывает во мне отрицательные эмоции, но я отдаю должное её энергетике, пусть и с отрицательным знаком. Зато текст песни оригинален - повествование ведётся от лица викингов, плывущих покорять новые земли. На текст Планта вдохновило посещение Рейкьявика во время гастролей. С выхода альбома песня стала непременным концертным номером группы.

-2

А вот после Песни Эмигрантов альбом лично меня цепляет сразу и до конца - настолько продуманно там выстроены номера через крещендо к середине альбома с постепенным понижением градуса к концу. До записи альбома Пэйдж и Плант поселились в валлийском поместье Bron-Y-Aur и это был интересный эксперимент. В доме не было электричества, ребята музицировали на классической гитаре - этим наверное объясняется большое количество акустики на альбоме. В мае 1970 года Пэйдж и Плант переехали южнее, в Гэмпшир, где встретились с Джоном Полом Джонсом и Бонзо и разместились в другом особняке. Для записи пригнали передвижную студию Роллинг Стоунз, ту самую, на которой роллинги потом писали во Франции свой замечательный Exile On a Main Street с перерывом, в который студией воспользовались Deep Purple для записи Machine Head в Монтрё - такие вот пересечения титанов. Легендарный был автобус.

Легендарный теперь коттедж в валлийском местечке Bron-Y-Air
Легендарный теперь коттедж в валлийском местечке Bron-Y-Air

Вторая песня - Friends акустическая, хотя авторами значатся Пэйдж/Плант основную аранжировку делал Джон Пол Джонс. Каким-то образом музыкантам удалось совместить намёки на восточные мотивы, звучание уличной английской баллады и очень сложный музыкальный строй. Пэйлж придумал такую интересную последовательность аккордов, что она сама по себе являются очень необычно звучащим музыкальным произведением. Это вроде бы очень далеко от рока, к тому же Джонс добавил туда струнных, но в то же время композиции такого рода создают неповторимую ауру Лед Зеппелин значительно расширяя их рамки от команды играющей традиционный тяжёлый блюз

На сессии 1994 года (на видео), на которой дуэт цеппелинов исполнил песню в сопровождении оркестра арабских музыкантов, она звучит не так аутентично, как на альбоме - но это всё же живое исполнение. До этого композицию на концерте исполняли всего один раз. Песня завершается на альбоме муг-синтезатором, который за три года до этого открыли для рок-музыки Doors в своих Strange Days и она плавно переходит в быстрый хард-роковый номер Celebration Day без паузы, раньше я думал, что это такая концептуальная задумка, нагнетающая ситуацию, которая разрешается потом в классическом блюзе Since I've Been Lovin' You - типа от акустического постблюзового номера через хард-рок-блюз в быстром темпе к классическому медленному двенадцатитактовому блюзу - все виды блюза как бы. Оказалось причина отсутствия паузы куда прозаичнее - случайно стёрли при сведении партию ударных в начале Celebration Day и таким образом скрыли потерю. А вышло-то интересно. В Celebration Day заслуживает внимания, во-первых, искажённый звук риффов слайд-электрогитары, во-вторых, появляющееся то тут, то там этакое жёсткое тремоло из бренчания пяти одинаковых аккордов продолжительностью в полторы-две секунды, выполняющих ритмическую, акцентированную функцию. В целом это образцовый забойный хард-роковый номер, один из лучших для этого времени, все партии в нём на редкость гармоничны и непонятно что ещё надо было музыкальным критикам, которые вообще уничижительно пропустили его мимо ушей.

Живое исполнение не даёт представления о сбалансированности композиции из-за невозможности применить вчетвером сразу все музыкальные находки (в случае Лед Зеппелин они появлялись постоянно) - в этом преимущество студийной записи, конечно.

Точно так же знаменитое живое исполнение прекрасной Since I've Been Loving You на знаменитом же суперконцерте The Song Remain The Same под кинозапись не позволит Пэйджу исполнить исключительное соло на гитаре, которое является по факту королём всех блюзовых соло. Точно так же, как сама композиция является одной из самых лучших песен в классическом блюзе за всё время его существования. Вокал Планта достигает там поистине космических высот. Тем нелепее звучит отзыв тогдашнего музыкального критика из ведущего музыкального журнала Rolling Stone, который назвал этот шедевр «смертельно скучным семиминутным блюзом». И это ведущий критик ведущего музыкального издания!? Треснуть бы его по башке)). В студии песню писали мучительно и долго, несмотря на то. что это была первая песня, сочинённая для альбома. Такие масштабные вещи с первого раза не пишутся. В оригинальной записи Джон Пол Джонс использовал орган Хэммонда, который в недалёком будущем станет постоянным и любимым инструментом Джона Лорда и других великих клавишников, например Рика Уэйкмена - и надо сказать этот нехарактерный для классического блюза инструмент (он вообще создавался в тридцатых, как дешёвая замена церковному органу) погоды не испортил. У Лед Зеппелин вообще никакие новаторские штучки погоды не портили

Завершает первую, хард-роковую сторону альбома композиция Out On The Tiles. Текст пришёл в голову Джону Бонэму в состоянии алкогольного опьянения, когда он горланил застольные песни. Бонзо, человек, по свидетельству коллег-музыкантов, чрезвычайно остроумный и проницательный, несмотря на брутально-люмпенскую харизму, решил с похмелья описать иносказательно состояние опьянения. Однако текст не прошёл проверку у Джимми Пэйджа, который сочинил рифф к песне, в итоге он упросил своего ударника сделать текст проще для того, чтобы широкая публика вообще поняла о чём идёт речь - Бонзо упростил свои впечатления. Воображаю, какой сюрреализм был у Бонэма в голове в оригинале. Название песни - идиома, обозначающая ночной выезд за город (дословно переводится, как "Ступая по черепице"). Наверное Джон имел в виду выезд за пределы своей головы по хрупкой черепице похмельного состояния)).

Вторая сторона изобилует акустическими номерами, но не перманентно. Есть смешанные композиции, есть чисто акустические. Открывается она ударным номером Gallows Pole - Виселица. Это моя любимая композиция на альбоме. История её уходит в глубину веков и вообще она взята из творческого наследия неутомимого собирателя тюремного, каторжного и рабского фольклора Ледбелли. Этот чернокожий уголовник-рецидивист с внешностью громилы в первой трети двадцатого века собрал по тюрьмам и деревням сотни народных песен и сумел записать их на оловянные болванки фонографа - так они дошли до наших дней. Судя по тексту, песня вообще из средних веков и скорее всего из Англии. А Лед Зеппелин надо поклониться в пояс за то, что они оборотились к исконным смыслам рок-н-ролла и блюза, как музыки народной. Причём сделали это настолько мастерски, что сумели заинтересовать истоками большое количество народа. Я слушал песню в оригинальном исполнении Ледбелли под гитару и могу сказать, что она в тридцатые годы звучит более рок-н-ролльной, чем в исполнении цеппелинов - ребята же сделали её более трагичной и народной. Мало того, они мастерски раскрутили мелодию от медленной акустики к жёсткому хард-роковому (за счёт вокала, баса и ударника) ритму

Медленная и красивая Tangerin немного не вписывается, может быть, в настроения второй стороны пластинки - но это можно объяснить тем, что Пэйдж вытащил её вообще из середины шестидесятых из неизданного наследия The Yardbirds, своей первой группы. Тут акустика сопровождается электрической слайд-гитарой и басом, композиция заканчивается балладой в электричестве. Tangerin одна из немногих песен с альбома, которая удостоилась похвалы критиков, да и то не всех. Хотя она довольно традиционна

Следующие два номера полностью акустические с сильным преобладанием английского фолка. Светило американских критиков Кристгау в своём рейтинге дал низкий рейтинг альбому, объяснив свою позицию негаромоничным сочетанием вокала Планта и гитары Пэйджа в фолк-композициях и выразил сожаление отсутствием драм-соло Бонэма (видать его сильно зацепил Моби Дик на предыдущем альбоме). На мой взгляд, искать гармонию в подражании самым печальным образцам английской народной песни, как в That's The Way вообще не стоит. Песня сама по себе не гармонична и не пасторальна, это образец того народного творчества, которое обычно не вытаскивают на большую сцену из-за гнетущей атмосферы, которая в нём превалирует. Зато куплеты Bron-Y-Aur Stomp, посвящённые тому валлийскому местечку, где ведущую пару музыкантов посетило вдохновение - звучат довольно оптимистично, как песня спетая хором на деревенском престольном празднике под расстроенную гитарку.

Закрыли вторую, акустическую сторону альбома ребята песней-посвящением Рою Харперу под названием Hats Off To (Roy) Harper. Рой Харпер - английский музыкант, блюзмен, играл на акустической гитаре и водил дружбу с Лед Зеппелин. Он всегда шёл против мэйнстрима и агрессивно отказывался от коммерческих проектов, за что и завоевал уважение коллег, ценителей акустической музыки и принципов Роя. Рой также известен тем, что исполнял вокальную партию в известной композиции группы Пинк Флойд Have a Cigar 1975 года, а в 1976 году принимал участие в создании обложки к Physical Graffity, студийного альбома Лед Зеппелин. Харпер после 1970 года часто приглашал Пэйджа к участию при записи своих альбомов в качестве гитариста. Сама же песня представляет из себя компиляцию из большого числа блюзовых стандартов разных лет и разных исполнителей. И музыкальная компиляция и текстовая. Звучит она довольно психоделически и чувствуется, что это авторская музыка Пэйджа, его дань предшественникам-энтузиастам акустического блюза. Необычные аккордные проходы на акустической гитаре вовсе не похожи на блюзовую гармонию, ритм сбит. Это не блюз, а впечатления Пэйджа от блюза, музыкальный импрессионизм и вклад группы в психоделический рок. Это вот настоящая психоделика, а не то, что исполняли Greatful Dead, накурившись до одури травы и дёргая одну струну по десять минут в Забриски Пойнт. В композиции вокал и гитара похоже разделены по каналам потому что звучат отчуждённо друг от друга. Песня оставляет странное впечатление и не похожа на Лед Зеппелин вообще - но вот видимо выдалась у Пэйджа такая минута, а остальные его поняли и поддержали - решили в альбоме поставить именно такую точку.

Ну а то. что музыкальные критики ничего этого не разглядели - это их беда, а не вина. Мы-то, простые слушатели многое разглядели и услышали. Но у нас преимущество - мы можем представить всё творчество Лед Зеппелин в целом от и до, в сравнении. А они руководствовались конъюнктурой момента.