Найти тему
Дух времени

Борьба за штурмовиков. Рем против фон Пфеффера

После участия в Пивном путче Рем провел в тюрьме всего несколько месяцев и уже 1 апреля 1924 года вышел на свободу. Сразу после освобождения Эрнст Рем попытался сохранить то, что осталось от штурмовых отрядов после поражения путча. Он наладил связи с находившимся в Австрии Герингом, добился, чтобы тот назначил его своим заместителем по СА, и приступил к делу.

Затем отставной полковник быстро сформировал новую организацию – «Фронтбан», в уставе которой записал, что члена союза должны принести присягу верности Людендорфу и назначенным им начальником. Мюнхенская прокуратура использовало этот как зацепку, чтобы отменить освобождение Гитлера и его сообщников из крепости, как это планировалось сделать 1 октября 1924 года.

Время, проведенное в стенах Ландсбергской крепости, равно как и поражение на улицах Мюнхена в ноябре 1923 года, заставили Гитлера серьезно задуматься над дальнейшей судьбой нацистского движения. Он вышел из тюрьму в твердой уверенности, что нацистское движение имеет шанс прийти к власти только тогда, когда оно будет действовать легально, то есть участвовать в выборах, чтобы добиться парламентского большинства и сформировать правительство.

В отличии от фюрера, Эрнст Рем не извлек никаких уроков из поражения в ноябре 1923 года. Он по-прежнему оставался сторонником насильственного свержения существующего строя и считал, что штурмовики должны быть вспомогательными частями рейхсвера, полностью независимыми от партии. Он требовал от Гитлера строго размежевания между СА и НСДАП и настаивал на праве командовать своими подразделениями как частной армией.

-2

Сложность положения Гитлера состояла в том, что Рем опирался на поддержку фельдмаршала Людендорфа. Однако это не стало для фюрера слишком серьезной проблемой. Сперва он объездил пол Германии, встречаясь с местными руководителями «Фронтбана» и убеждая их отказаться от шефства Людендорфа. Он смог в значительной мере восстановить свое влияние на штурмовые отряды, но на общем собрании фюреры «Фронтбана» пришли к следующему решению: «Адольф Гитлер остается фюрером и национал-социалистского движения, тогда как Людендорф является покровителем штурмовых дружин». Этот компромисс не мог удовлетворить Гитлера, и он продолжил наступление на своего политического конкурента.

Подходящим случаем для этого стали выборы рейхспрезидента после смерти Эберта в начале 1925 года. Людендорф выдвинул свою кандидатуру, которую официально вместе с другими националистическими силами поддержала и НСДАП. Но на деле Гитлер не сделал ничего для победы фельдмаршала. В первом туре Людендорф набрал на выборах менее 1 процента голосов, после чего это политическая карьера была закончена. А Гитлер со спокойной совестью приказал членам своей партии во втором туре голосовать за Гинденбурга. Теперь очередь была за непокорным Эрнстом Ремом. Но, 8 апреля 1925 года он подал в отставку и вскоре уехал военным советником в Боливию.

-3

После смешения Рема «Фронтбан» довольно долгое время оставался без центрального руководства. Местные группы штурмовиков были переподчинены гауляйтерам, которые получали распоряжения относительно СА непосредственно от фюрера. В течении 1925-26 годов наиболее сильные формированиями штурмовиков были созданы в Берлине (Sportverband—Groß Berlin) и Рурской области (Gausturm Ruhr).

-4

Последний благодаря бурной деятельности рурского гауляйтера отставного капитана Франца Феликса Пфеффера фон Заломона добился значительных успехов. Это сыграло решающую роль в назначении фон Пфеффера командующим штурмовиков. 1 ноября 1926 года Гитлер назначил Заломона фон Пфеффера начальником штаба СА (Obersten SA-Führer – OSAF), объединив под его командованием штурмовиков, СС, гитлерюгенд и национал-социалистский союз студентов. В помощь Пфефферу фюрер издал ряд приказов по СА (SA-Behfele – SABE), в которых определил структуру, задачи и функции штурмовых отрядов.

-5

Так, «SABE-2» от 2 ноября 1926 года гласил, что «СА являются средством для достижения цели. Цель наша состоит в победе мировоззрения, носителем которого выступает НСДАП. Политическое руководство НСДАП определяет задачи СА, которые должны привести нас к скорейшей победе нашей партии». «SABE-4» давал более подробное представление об этих задачах, разделяя функции СС и штурмовиков. СС было предписано выполнять те задания, «для которых СА не достаточно пригодны или не соответствуют их целям. Многие задания, для выполнения которых политическое руководство должно обеспечить нужный уровень дисциплины, требуют энергичных и мужественных борцов. Сюда относятся все те задания, которые подразумевают действия в одиночку, а также задания, связанные с открытым соприкосновением с противником. Так же поддержание порядка с залах собраний и на митингах, контроль на входе, распространение листовок и пропагандистских материалов, торговля газетами, расклейка афиш и объявлений, наблюдение и другие более сложные задачи. Поскольку требования к действующим индивидуально эсэсовцам выше, чем к действующим в составе отрядов штурмовикам, члены СС должны тщательно обираться из более лучшего человеческого материала».

-6

Таким образом, Гитлер изначально заложил под СА бомбу с часовым механизмов: набранные по остаточному принципу, части штурмовиков должны были сыграть свою роль в борьбе за власть и сойти с политической сцены – люмпен нужен только для того, чтобы совершить переворот, управлять государством он не способен ввиду отсутствия склонности к какому-либо организованному созидательному труду. Грабить и работать – совершенно противоположные вещи, требующие различных способностей.

-7

В конце декабря 1926 года на полках книжных магазинов Германии появился второй том «Майн Кампф». К этой книге Гитлер посвятил целый раздел целям и задачам штурмовых отрядов. СА не должны были быть ни тайными кружками террористов, ни резервными частями армии; их единственное предназначение – служить фюреру на благо установления в стране власти НСДАП.

-8

Фон Пффефер довольно быстро смог воссоздать мощные централизованные отряды СА, но настоящий взлет их активности наступил только тогда, когда на Германию обрушился очередной экономический кризис, который, в конечном итоге, и привел нацистов к власти. С весны 1929 года штурмовики и Союз красных фронтовиков развернули настоящие боевые действия, полем боя для которых стали задние дворы и улицы рабочих кварталов крупных городов. Очень часто потасовки превращались в массовые побоища, заканчивавшиеся подсчетом убитых и тяжелораненых. Иногда полиции приходилось применять бронемашины, чтобы разогнать дерущихся фашистов и коммунистов.

Союз красных фронтовиков
Союз красных фронтовиков

Но несмотря на все старания Гитлера, СА так до конца и не подчинились фюреру. Многие штурмовики по прежнему считали себя не просто «кулаками» партии, а ее главной составной частью, рассматривая Политическую организацию как сборище пустобрехов – весь пока нацистские функционеры сидели в теплых кабинетах и разъезжали на служебных авто, всю грязную работу делали именно СА. В штурмовых отрядах большое популярностью пользовались левые взгляды Штрассеров, и все думали, что в конце концов дело закончиться революцией и уничтожением буржуазии как класса по российскому образцу – не даром же они ходят с красными флагами и красными повязками на рукавах.

-10

СА слишком буквально понимали слово «социалистическая» в названии своей партии и слишком мало обращали внимания на дополнение «национал». Заломон фон Пфеффер всячески поощрял подобные настроения, что, в конечном итоге, стоило ему поста. После мятежа берлинских СА под предводительством бывшего капитана полиции Стеннеса в апреле 1930 года, закончившимся штурмом канцелярии гауляйтера столицы Геббельса и подавленного частями СС и полицией, фон Пфеффер был отправлен в отставку. Его место занял срочно вызванный фюрером из Боливии Эрнст Рем.

Понравилось? Поддержите канал!