В ленте сегодня выплыла новость такого рода: «Мальчик, украденный цыганами 11 лет назад, не хочет возвращаться в Омск». Ко второй части предложения у меня претензий нет – из Омска, как из гроба, выхода нет, это все знают. Мальчик рассуждает очень здраво - тут вопросы излишни. Чего не скажешь о части первой.
Что это за мальчик и как нелегкая свела его с цыганами?
Очевидно, это была драма в несколько заходов. Одни источники говорят, что в 2007 его, тогда четырехлетнего, увезла из Омска в Волгоград цыганская мачеха. До этого они жили в аварийном доме большой цыганской семьей: цыган, его законная жена (эта сама мачеха), двое их детей – и еще одна сожительница с сыном Костей, родившимся от цыгана. Потом цыган умер, мачеха собрала своих детей и заодно Костю, и, не поставив в известность его мать, отчалила на юга. В Волгограде они жили безвыездно, Костя ни дня не ходил в школу, и к 15 годам не умеет даже писать (по некоторым источникам – читать тоже). Изъясняется при этом весьма хорошо. Посещал кружок, где учился играть на гитаре, завел там друга, рассказал ему свою историю, а друг – матери. Женщина забила тревогу, подняла на уши полицию, и таким образом подробности стали известны всем.
Эту версию излагали в самом начале. Судя по всему, ее представил на суд сам Костя, по причинам, оставшимся за кадром. Однако не прошло и суток, как появились совершенно другие детали, которые придали делу поразительную окраску.
Семья с цыганом и двумя его женами действительно была. И отъезд цыганки с детьми – тоже. Только вот сына мать Кости отдала добровольно, обменяв его на долю в доме. Она не только знала о его местонахождении, но даже поддерживала с ним связь. Воссоединяться в планы матери не входило: она снова вышла замуж, и существование Кости от нового мужа скрывала. Костя жил с цыганами до последних дней, следовал их законам и правилам жизни (не ходил в школу, не имел документов, кроме свидетельства о рождении), пока внезапно не встал на рога. Сложно вычислить то, что сподвигло его на это: плохое обращение, ссора, может быть, насильная женитьба. Парень живописал о тяжелых отношениях со сводной сестрой, побоях мачехи. Но только до тех пор, пока не встал вопрос о возвращении его к родной матери, в Омск. После этого Костя как воды в рот набрал и уже явно не рад тому, что заварил эту кашу. Парня винить нельзя: Омск - это действительно страшно.
Цыганская мачеха не находит себе места и то в слезах просит прощения у матери приемного сына, то шлет ей проклятия. Свой поступок она мотивировала тем, что дети мужа считаются ей родными по крови, а мальчика ей вручила самолично мать. Но в любом случае с Костей цыганке придется расстаться: на данный момент его поселили в реабилитационном центре, а в дальнейшем заботу о нем возьмет на себя детский дом.
Да, это все происходит в двадцать первом веке: цыган-многоженец, его жены, распределяющие детей, мать, продающая сына, кочующая цыганка с чужим ребенком, парень, растущий без документов и школы, не владеющий грамотой в 15 лет, зато научившийся играть на гитаре. На протяжении 11 лет до него не было дела ни полиции, ни органам опеки, ни другим надзорным службам. У меня лично при чтении новостей последней недели сложилось впечатление, что я читаю краткую версию романа Гюго. Дуэли, крадущие детей цыгане, подсыпание яда, интриги власть имущих. Все, как у нас. Только вот Гюго писал о реалиях жизни Франции в 1480-х гг. А попал при этом в Россию 2018.