Найти тему

Я очень на вас кортизол!

Этот пост может поменять ваше отношение к стрессу. Устраивайтесь поудобнее.

Наш организм находится в динамическом равновесии. Большинство параметров организма как системы более-менее постоянны. Например, давление и пульс после кратковременных колебаний всегда приходят к какому-то постоянному значению. Если появилась рана, и через неё уходит кровь, организм залепит место кровопотери тромбом. То есть, что бы ни пытались с телом сделать, и как бы мы ни болели, есть огромное количество систем, которые будут стремиться вернуть показатели к исходному значению. Это называется гомеостаз.

Стрессовая реакция полностью подчиняется законам гомеостаза. Стресс с точки зрения физиологии – это реакция организма на определённые события, происходящие с нами. От хирургической операции и до публичных выступлений, реакция будет очень схожа. Наш организм пытается максимально адекватно, с точки зрения выживания, реагировать на этот стресс. Реакция «бей-беги» и вот это вот всё. Выброс адреналина и кортизола учащают пульс, увеличивают давление, обостряют внимание и реакцию, переключают метаболизм в положение «максимальный расход энергии», отключают ненужные функции (иммунитет, синтез белка, репродуктивные и пищеварительные) и так далее. Но долго так продолжаться не должно. Именно поэтому одновременно с запуском стрессовой реакции запускается и антистрессовая система. Систему нужно привести в исходное положение.

Это реализовано на уровне биохимии. Кортизол и эндорфины синтезируются из одного предшественника. При травме параллельно с кортизолом обязательно будет выделяться гормон роста. Специальные ферменты готовы моментально расщеплять адреналин. Под действием одних и тех же регуляторов вместе кортизолом всегда синтезируется дегидроэпиандростерон (DHEA), его зеркальный антагонист. Соотношение концентраций кортизола и DHEA является одним из ключевых показателей, насколько организм способен восстановиться после стресса. Гомеостаз подразумевает полную компенсацию.

Но не менее важно, что гомеостаз подразумевает развитие механизмов, позволяющих в схожей ситуации в следующий раз действовать более эффективно. Эволюция биохимически настроила всё так, чтобы при стрессе активировались механизмы обучения. И вновь в игру вступает DHEA, во многом ответственный за этот процесс. Во многом благодаря ему мы мобилизуем умственные способности в экстремальной ситуации. Вот здесь и кроется тот самый момент, ради которого затеян этот пост.

Мы не можем сознательно влиять на уровень кортизола при стрессе. За это отвечают структуры лимбичекого мозга, а не кора. Но мы можем сознательно влиять на уровень дегидроэпиандростерона. Как? Очень просто. Изменив своё отношение к стрессу. Если человеку перед стрессовой ситуацией объясняли роль DHEA и говорили, что при стрессе усиливаются когнитивные способности, уровень DHEA в его слюне после испытания был значительно выше. Вот почему многие люди при обучении настаивают на экстремальных подходах. Но здесь важна именно установка человека на восприятие стресса как возможности. Не надо со стрессом бороться. Это только повысит дискомфорт и даст ещё больше кортизола. Используйте стресс как возможность. Вы станете не только более эффективным, вы нивелируете негативные эффекты кортизола. Это слом парадигмы. Вот оно, физиологическое основание «позитивного мышления».

И на закуску. В клинических исследованиях часто делают слепые плацебо-контролируемые испытания. То есть пациент не знает, что он принимает: лекарство или плацебо. Даже в такой ситуации плацебо часто сопоставим по эффективности лекарству. Но исследователи пошли дальше. Испытуемым дают таблетку, на которой написано: «плацебо», говорят, что это плацебо. Одной группе рассказывают, что плацебо часто показывает высокую эффективность, и есть вероятность, что даже оно сработает, если вы в него верите. Вторую группу просто информировали, что они будут принимать плацебо. В первой группе были значительно более высокие результаты лечения. Причём не абы чего, а, например, синдрома раздражённого кишечника. Вот такое вот плацебо в квадрате.