Среди культурных людей принято воздерживаться от сведения счетов с теми, кто только что умер. Либо хорошо, либо ничего, даже если это твой враг. Есть, конечно, продвинутые особи, которые не желают ограничивать свою свободную личность никакими нормами, и этой тоже. Такие попадаются в разных странах и стратах. Английские левые провожали Маргарет Тэтчер в последний путь плакатами “Ведьма сдохла”. В России персонаж, известный как “дизайнер Татьяныч”, глумился над кончиной патриарха Алексия.
Другой “интернет-деятель” отозвался на смерть Фиделя Кастро заявлением на сайте “Эха Москвы”: “Одним паразитом меньше”. Не прошло и года - помер сам, хотя был намного моложе.
В общем, ничего оригинального, бытовое бескультурье плюс попытка привлечь внимание к собственной персоне. Но недавно в информпространстве всплыло нечто новенькое. Имя на свежей могиле стараются опорочить не хамства ради, а токмо от большой любви.
Скончался советский детский писатель, еще при жизни удостоенный высшей почести, какая только возможна в литературной профессии: персонажи его произведений (Чебурашка, крокодил Гена, почтальон Печкин) стали фольклорными.
Но люди, представлявшиеся друзьями и почитателями Эдуарда Успенского, начали судорожно раскапывать в его творческом наследии иные сокровища. Профессиональная журналистка с многолетним стажем (ведает, что творит) опубликовала факсимильную копию какого-то унылого агитпропа 1992 года издания. Кое-как зарифмованная листовка, обличающая КГБ, подписана “Э. Успенский”. Десятью годами ранее (при Ю.В. Андропове) она сошла бы за проявление смелости, но при Б.Н. Ельцине - что бы это могло быть? Декларация о лояльности новой власти? Я до сих пор не уверен в авторстве, слишком уж разителен контраст между всем известными произведениями для детей - и этой белибердой: “Страдают от скуки, / Им бы людям выкручивать руки, / Все сидят в своих частях / При высоких должностях”. Впрочем, поэзия - субстанция мистическая. Но есть рациональная наука социология. Почему (как бы) друзья Успенского распространяют то, что очевидным образом порочит его профессиональную репутацию?
Дальше - больше. Та же коллега извлекает из архивов интервью, в котором от имени пожилого и тяжело (как теперь понятно - смертельно) больного писателя воспроизведены оскорбительные глупости по поводу воссоединения Крыма с Россией. Опять же, не уверен в аутентичности текста. Интервью-то брал не кто-нибудь, а Д. Быков, который с гордостью о себе сообщает: “Всегда работаю без диктофона, потому что он сковывает собеседника”. Но даже если записано от руки “всё честью по чести” - зачем это вдруг понадобилось афишировать?
Тут мне подсказывают, что с точки зрения политической группировки, к которой принадлежат “друзья” покойного писателя, это как раз нормально: отказывать людям (в данном случае жителям Крыма) в элементарных правах. Да, есть у нас такая партия, именуемая “либеральной” (хотя свободы там не больше, чем христианства в ХДС фрау Меркель). И в ее системе ценностей то, что со стороны кажется бездарной глупостью, наоборот, доблесть. Что ж, как историк, я прекрасно понимаю социо- культурную обусловленность человеческих вкусов. Есть культуры, в которых тухлятина считается деликатесом, а членовредительство - украшением. Но ведь в нашей культуре Крым - это Россия, а бандеровцы - провинциальная разновидность нацизма. И для большинства читателей Успенского это так. Зачем же дискредитировать писателя перед теми, кто покупает детям и внукам его книжки?
Видимо, потому, что эта партия вообще не считает нас за людей.
Что важно помнить: поскольку партия внешнего управления извлекает уроки из опыта 2012 - 14 гг. соображает, что вокруг “Пусси Райот” или “режиссера Сенцова” народ не соберешь, то имитирует интерес к проблемам трудящегося большинства. Мол, мы тоже за народ, за пенсии и зарплаты. Но такие союзники гарантированно загубят даже самое доброе дело. А потом еще могилку украсят так, чтобы стало противно подойти.
Илья Смирнов, историк