Маше недавно исполнилось 25 лет, она привыкла всегда советоваться с родителями и вообще не может принять ни одного решения без их помощи. Коле — «всего» 23, но он не умеет готовить и не представляет, как платить квартплату. За плечами 30-летней Ольги — несколько неудачных отношений с алкоголиками и наркоманами. Она любит говорить, что «на свете не осталось порядочных парней».
Мы, родители, надеемся, что подобные истории — не про наших детей, у которых есть все лучшее… В погоне за хорошим образованием, многочисленными хобби, расширением кругозора мы забываем о главном. Недалек момент, когда ребенку нужно будет планировать бюджет, организовывать быт, а также противостоять чужому влиянию, разбираться в людях и самому найти дорогу к счастью. С бытовой самостоятельностью все более или менее ясно. А как быть со внутренней зрелостью? Из книг Издательства МИФ выбрали 10 способов, как подготовить подростка к взрослой жизни. И речь не о готовке еды или умении выбирать качественные вещи.
Здоровые отношения
Чем старше становится ребенок, тем сложнее родителям влиять на его круг общения. От выбора жизненного партнера зависит будущее, но дети не слушают взрослых в вопросах дружбы и любви. Только от внутренних установок подростка зависит, кого он или она выберет себе в пару.
Родители часто не могут повлиять на выбор ребенка. Но в наших силах дать понять детям, какие отношения считаются нормальными, а какие нет. И речь не только о любви. Подростки формируют отношения с разными людьми — это может быть дружба, беседы с учителем, родственниками, влюбленность. Все отношения разные, но есть базовые качества, которые обеспечивают их здоровый характер. В книге «Как помочь ребенку повзрослеть» описаны критерии здоровых отношений — это уважение, равенство, доверие и безопасность.
Ребенок должен понимать, что в здоровых отношениях оба партнера чувствуют себя комфортно, и уметь отличать здоровые отношения от нездоровых. Если один человек обращается с другим неуважительно, если в паре нет равенства, безопасности и доверия, то с этими отношениями что-то не так. Иногда «нездоровое» поведение одностороннее, а иногда оба ведут себя плохо.
Высокая самооценка
Чаще всего нехорошие отношения заводят подростки с низкой самооценкой. Самооценка — отношение человека к самому себе. Это внутреннее чувство собственного достоинства и самоценности. Уверенность в себе связана с теми или иными сторонами жизни человека, и нормально не быть уверенным во всем. Но низкая самооценка влияет не только на цели и способности: от нее зависит психическое здоровье человека.
Люди с низкой самооценкой чрезвычайно критичны к себе. Постоянный поток негативных мыслей может вызвать тревогу или депрессию. Всегда есть выбор: человек может сам решить, что думать и говорить о себе, и поэтому может отбросить негативные мысли и заменить их позитивными суждениями.
Родители должны помочь подростку повысить самооценку. Вот как это сделать.
- Находясь рядом с подростком, поздравьте себя, если что-то получилось удачно. Говорите о себе хорошо.
- Постоянно упоминайте положительные личные качества и достижения подростка.
- Поделитесь своим опытом выстраивания самооценки: это поможет усилить устойчивость и понять, что мы все время боремся за высокую самооценку.
Переживание неудач
Вспомните, есть ли среди ваших знакомых те, которых сломили неудачи. К сожалению, такое происходит часто, особенно в современном мире, где не принято постить фотографии с грустным лицом, писать о неудачах, рассказывать, что у тебя что-то не получилось. Мир Инстаграма яркий и веселый, и дети невольно чувствуют себя белыми воронами, полными неудачниками, если что-то идет не так.
Взрослея, мы учимся справляться с невзгодами и становимся сильнее. Помогите ребенку на этом пути, не стоит ограждать его от сложностей (в пределах разумного). Получил двойку? Не звоните учителю, пусть подросток сам попробует ее исправить. Мечтает о дорогом велосипеде? Предложите ему самостоятельно накопить на мечту.
Опыт провала для подростков — это возможность понять, что они умеют справляться с неудачами, научиться адаптироваться и решать проблемы. Больше зная о задаче, о том, что требуется для ее решения, и о самих себе, подростки эффективнее достигают целей в будущем.
Интроверт или экстраверт?
Современный мир навязывает нам образ успешного человека — раскрепощенного и общительного. Но не только экстраверты имеют право на успех. В книге «Тайная сила» Сьюзан Кейн рассказывает о скрытых возможностях и преимуществах интровертов. Они черпают силы в одиночестве и используют драгоценное время наедине с собой, чтобы сконцентрироваться на главном.
Важно помочь подростку понять, кто он — экстраверт или интроверт. Тогда будет проще найти путь для самовыражения, определиться с источниками, из которых он черпает силы, со стилем поведения.
Не откладывать жизнь на потом
Жить здесь и сейчас — признак взрослого, гармоничного человека. Научите ребенка не откладывать на потом исполнение желаний, чтобы впоследствии не пришлось сожалеть о несделанном. Предложите завести Дневник, чтобы фиксировать цели и мечты, которые обязательно нужно исполнить до конца жизни. Это учит не только проживать момент здесь и сейчас, но и быть целеустремленным.
Вот пример из книги «Чего ты по-настоящему хочешь». 16-летняя Мэри записывает такие желания в телефон. «В мой список того, что нужно успеть, входят довольно сумасбродные желания, например, поехать путешествовать в Индию и прокатиться по Европе с рюкзаком за плечами, — говорит она. — Но есть там и желания попроще, например сходить в каменоломню недалеко от дома и закончить четверть на «отлично». Время от времени я просматриваю этот список и спрашиваю себя: “Что я могу сделать, чтобы приблизиться к результату?”».
Определиться с ценностями
Почти все решения мы принимаем исходя из собственных ценностей. То, во что мы верим (или не верим), помогает определить, как и с кем проводить время, сколько сил тратить на то или иное занятие. Жизненные ценности формируют человека, как личность. Это могут быть сферы жизни (искусство, спорт, образование), люди (друзья, родственники), качества характера (доброта, честность).
Поговорите с подростком о том, что для него действительно важно. Вы можете воспользоваться следующей пошаговой инструкцией из книги «Чего ты по-настоящему хочешь», чтобы помочь ребенку разобраться в себе.
- Вначале перечисли людей и предметы, с которыми ты ощущаешь внутреннюю связь.
- Теперь выбери из этого списка тех (то), о ком (о чем) ты хочешь написать. Спроси себя, почему ты ощущаешь связь с этими людьми или предметами.
- Подумай, какие человеческие качества ты ценишь выше остальных. Напиши, как они проявляются у тебя.
- Просмотри еще раз все, что ты уже написал, и выбери три ценности, которые наиболее важны для тебя.
Ответственность за поступки
Дети часто жалуются на других. «Марь Иванна меня не любит, поэтому поставила двойку». «Он меня подставил, я не виноват». «Я выучил бы параграф, если бы ты мне напомнила о задании». Знакомо? Такие фразы нельзя пропускать мимо ушей. Донесите до ребенка мысль, что только он ответственен за свое поведение и за результат, к которому приводят его поступки. Даже если кто-то уговорил ребенка сделать что-то нехорошее, все равно ответственность лежит только на нем, как бы ни хотелось свалить вину на одноклассника, соседа, приятеля.
Этот закон действует и в обратном направлении.
Нередко и взрослые не хотят брать на себя ответственность за свое поведение. Проверьте, произносите ли вы подобные фразы: «Мне жаль, что я накричал на тебя. Но ты так меня разозлил, что я ничего не мог с собой поделать», или: «У меня плохое настроение, и в этом виновата ты, потому что спорила со мной», или: «Я не нарочно пропустил твой спектакль. Мне нужно было остаться с коллегами после работы».
Взрослые и дети выбирают разные слова, но, в сущности, сообщают одно и то же: «Я не несу ответственность за свое поведение». Помните, что не только ребенок должен отвечать за свои поступки, но и взрослые.
Название чувств
Чем больше названий чувств знает ребенок, тем лучше он может понять себя и рассказать о своих ощущениях другим людям. И тем успешнее может постоять за себя. Это важный навык, необходимый в жизни. Давая своим чувствам правильные названия, человек увеличивает личную силу. Чувства не бывают правильными или неправильными, хорошими или плохими. Чувства просто есть. Если ребенок осознает и примет этот основополагающий факт, он научится признавать свои чувства и распознавать их. В книге «Ты сильнее, чем ты думаешь» есть словарь чувств. Они бывают низкой интенсивности и высокой. К последней категории относятся, например, ярость, испуг, радость, унижение. Поговорите с ребенком об этом и убедитесь, умеет ли он выражать свои чувства словами.
Ставить цели
Целеполагание — навык, которому не обучают в школе. Расскажите ребенку, как превращать мечты в цели, планировать и организовывать свой день, не бояться трудностей и добиваться желаемого. В блокноте для подростков «Целься» есть упражнение, которое поможет подступиться даже к самой большой мечте. Надо разбить каждую цель на маленькие шаги.
Вот инструкция для подростка.
Шаг 1. Выбери из своего списка цели, над которыми ты будешь работать.
Шаг 2. Убедись, что цель соответствует критериям — конкретная, измеримая, достижимая, значимая, ограниченная во времени.
Шаг 3. Продумай все шаги, которые нужно предпринять для ее достижения. Всегда спрашивай себя: «Что я должен сделать, чтобы перейти на новый уровень?»
Шаг 4. Теперь напиши план действий. Записывая каждое действие, ты как бы строишь из них лестницу к своей цели. Она становится более наглядной, конкретной и реально достижимой.
Расставлять приоритеты
Если ребенок не умеет планировать дела, то у него могут возникнуть проблемы уже во время учебы. Есть много методов, которые помогают эффективно расставлять приоритеты. Один из них — матрица Эйзенхауэра. По ней легко увидеть, какие дела нужно выполнить немедленно, какие могут подождать, а какими и вовсе не стоит заниматься.
Дети часто делают только то, что нужно выполнить срочно. Но есть важные дела, которые мы всегда откладываем. Прочитать книгу, выучить язык. Занятия из этого списка нужно всегда держать перед глазами, потому что они влияют на жизненные приоритеты.
Мы хотим видеть детей внутренне зрелыми, гармоничными, развитыми и уверенными в себе. В наших силах подготовить их к взрослой жизни. Не только вложить знания по математике и географии, но и помочь разобраться в себе и стать самостоятельными.