Найти тему

Битва за атомный самолет

Оглавление

атомный самолет

В 50-х годах ракеты еще не казались надежным средством для доставки ядерных зарядов, военные гораздо больше надежд возлагали на стратегические бомбардировщики (впрочем, в США это и сейчас главная составляющая ядерных сил).

Но имеющиеся бомбардировщики имели малую дальность полета, тем более, что дозаправка в воздухе тогда ее не применялась. Нужен был самолет с дальностью не менее 15 тысяч километров и грузоподъемностью от 5 тонн, чтобы нести увесистую ядерную бомбу тех лет.

И в США и в СССР перспективным показалось использование атомного двигателя. Так началось заочное соревнование в создании атомного самолета. Причем американские и советские конструкторы пошли разными путями.

Ничего нереального в такой конструкции не было – для вращения турбины нет разницы как получается тепло: от сгорания керосина или от ТВЭЛа (тепловыделяющая сборка ядерных материалов).

США

В США разработку самолета с ЯЭУ начали с 1947 года, что вылилось в создание перспективного бомбардировщика YB-60 компании «Конвэр», оснащенного ядерной установкой Р-1. Для упрощения конструкции американцы решили делать установку «открытого» типа. Это значит, что ТВЭЛы устанавливались вместо камеры сгорания в воздушном тракте двигателя между ротором компрессора и турбиной. Просто и удобно, вот только самолет становился очень опасным. Из-за радиации к нему и подойти-то без защиты было невозможно.

-2

YB-60

Чтобы обезопасить летчиков от губительного воздействия пришлось закрывать кабину в броню из стали, свинца и водяных баков. Правда, к кабину тоже их пришлось доставлять с помощью специального транспорта. Но хуже оказалось то, что под воздействием излучения материалы самолета меняли свои свойства. Пластик начинал проводить ток, алюминий рассыпался, как стекло.

Обслуживание машины оказалось нетривиальной проблемой – это было возможно только дистанционно с помощью манипуляторов, причем самолет приходилось загонять в бетонный ангар, а более-менее безопасным летательный аппарат становился лишь после не менее месяца отстоя, позволяя подойти техникам в защитной одежде.

В общем самолет оказался непомерно дорог даже для американцев, но его инфраструктура была в сотни раз дороже, а без нее было никак. И не дай бог такому самолету упасть или приземлиться в другом месте!

Взлетать на атомной тяге самолет не мог, поэтому оснащался дополнительно шестью обычными турбореактивными двигателями.

В общем, не получился у Дэнни-мастера летающий цветок. Проект пришлось закрыть, тем более, что наметился успех у ракетчиков.

СССР

В СССР к работам над ядерным самолетом приступили в 1955 году. Денег потрачено было куда меньше, но результат был куда лучше, чем у американцев.

Подошли наши конструкторы к проблеме совершенно по иному, применив закрытый тип ЯЭУ с промежуточным теплоносителем. Это позволило спрятать радиацию в корпусе реактора, сделав аппарат безопасным для пилотов и техников.

Но самое главное даже не это. В ОКБ-276 Николая Кузнецова смогли создать на основе турбовинтового двигателя НК-12 комбинированный НК-14А, который на взлете и посадке, а также при боевом маневрировании мог работать на обычном керосине, развивая тягу в 13 000 л.с., а с крейсерской скоростью летел на атомной тяге, развивая 8 900 л.с.

Такая схема была более функциональна, чем американская, когда самолет зазря таскал дополнительные двигатели и давала изрядный весовой выигрыш.

В СССР было создано несколько проектов самолетов с ядерной установкой на борту. Например, Ту-95ЛАЛ (Ту-119).

Одним из приоритетов в СССР для атомного самолета был выбран противолодочный самолет. Его и начали создавать в 70-х годах.

-3

атомный противолодочник

Базой был выбран Ан-22 «Антей» ОКБ им. О.К. Антонова. Величина самолета позволяла разместить мощный поисково-ударный комплекс с радиолокационной станцией, магнитным детектором, комплектом радиогидроакустических буёв и разнообразным оружием, включая атомные глубинные бомбы. На борту находилось 2 смены экипажа, имелось все для комфортного проживания плоть до 2 недель! Самолет без посадки мог находится в полете все это время!

Впрочем, нормальная продолжительность полёта составляла 50 часов, а дальность полёта - 27 500 км, но это определялось скорее усталостью экипажа.

Безопасность самолета была также на высоком уровне – двигатель был заключен в мощную капсулу, выдерживающую попадание танкового снаряда. Также при нештатной ситуации в реактор немедленно вводись стержни-поглотители и капсула сбрасывалась на парашютах.

-4

схема атомного самолета

Советские конструкторы в отличие от американцев справились с задачей!

Самолет уже был готов к серийному выпуску, но… перестройка грянула и проект (как и многие другие) оказался совершенно не нужен новому руководству страны. А ведь это был прорыв и не обязательно в военной сфере. Подобная безопасная ядерная установка могла пригодится при освоении севера, подводного дна, космоса… да много где.

Вот так закончилось сражение двух атомных конструкторских школ. Стоит ли удивляться, что в именно в нашей стране объявили о создании стратегической ракеты с ядерным двигателем и что первой реакцией американцев было: «это невозможно!». Отчего же? У нас уже раз эту задачу выполнили.

Если статья понравилась, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал