Узнаем, где же жила знаменитая героиня Пушкина?
В 1834-ом году общество Петербурга всполошила «Пиковая Дама». Не составило труда провести параллели между книжной графиней, хранящей секрет трех карт, и княгиней Натальей Петровной Голицыной.
Неизвестно сердилась ли Голицына на Пушкина за такие вольности, но особняк Натальи Петровны на Гороховой улице стали величать «Домом Пиковой дамы». Но в современном Петербурге есть несколько домов, претендующих на звание дома Пиковой дамы. А это означает, что и прототипом графини мог стать кто-то другой.
Где же жила знаменитая героиня Пушкина, которой граф Сен-Жермен открыл тайну трех карт? Будем искать ответ вместе.
1. Литейный проспект, 42
В Петербурге большой популярность пользуется экскурсионный маршрут «Дома Пиковой дамы». И первый адрес – Литейный проспект, 42. Сюда приводят строки поэта Николая Агнивцева «На Литейном, прямо, прямо, Возле третьего угла, Там, где Пиковая Дама, По преданию, жила».
Хозяйка слыла страстной и роковой женщиной, а сам дом окутан мистикой. После революции 17-ого года в нем была обнаружена тайная комната, в которой был спрятан гроб с забальзамированным телом молодого человека.
Ходили слухи, что это возлюбленный хозяйки дома – княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, в девичестве Нарышкиной. Якобы княгиня была влюблена в революционера, который скончался в заключении. А после Зинаида Ивановна похитила его тело и спрятала, не желая расставаться с возлюбленным.
Первый супруг княгини водил дружбу с графом Сен-Жерменом, что подтверждено документально. Молодая жена вполне могла услышать тот самый секрет трех карт и стать прототипом пушкинской графини.
Но исторические факты опровергают эту теорию. Зинаида Ивановна была слишком молода для графини, она даже моложе Пушкина на 10 лет. И характер у нее был куда спокойнее, княгиня скорее была светской львицей, чем склочной дамой. А сам дом построен только в 1852-58 году. Так что особняк на Литейном проспекте не мог быть домом Пиковой дамы, а княгиня Юсупова ее прототипом.
2. Артиллерийский переулок, 28
Кажется, что строки Агнивцева пустили нас по ложному следу. Но так ли это? Ведь если пойти по четной стороне Невского от конца к началу, то у третьего угла мы увидим дом №28 по Артиллерийскому переулку. В пушкинские времена там жила Екатерина Александровна Архарова.
И вот она была дамой весьма крутого нрава, часто бывала на приемах в императорском дворце. На них она всегда являлась одетой в наряды прошлого века и выглядела старомодной. А ее внук, писатель Соллогуб, вспоминал, что когда ее после балов раздевали, то с нее сыпался целый дождь булавок. Прямо как с пушкинской графини.
Может именно с Архаровой Александр Сергеевич и списал свою героиню? Екатерина Александровна и по возрасту подходила, и карточными играми увлекалась, и чудаковатой особой слыла.
Но воспоминания современников опровергают и эту теорию. Архарова была доброй и щедрой женщиной, причем очень набожной. Строго соблюдала церковные посты и регулярно каялась в грехе – любви к картам. Но в то время такому греху были подвержены все питерские аристократы.
Да и сам Пушкин был страстным картежником, которому сам император Николай I советовал завязывать с пагубной привычкой. Александр Сергеевич игроком был никудышным и проигрывался знатно. Однажды его угораздило сыграть с шулером Василием Огонь-Догановским и проиграть тому 24 800 рублей – непосильную сумму в те времена.
3. «Обитель скорби»
«Пиковая дама» – история о пристрастии к карточным играм. Карточные игры были настоящим проклятьем для некоторых, ведь фраза «карточный долг – дело святое» в пушкинские времена не была просто высказыванием.
Карточные долги передавались по наследству. Из-за них люди разводились, стрелялись, топились и сводили счеты с жизнью. А князь Вяземский даже расплатился с долгами соседу Левашову собственной дочерью. Отдал ее замуж за кредитора, лишь бы не лишиться усадьбы.
Многие карточные игроки, проигравшись в пух и прах, подчас лишившись всего, заодно и рассудка, оказывались в больнице Обуховки, прозванной сострадательными петербуржцами «Обителью скорби». Утверждают, что Обуховка также претендует на звание дома Пиковой дамы.
Пушкин бывал в больнице неоднократно. Он навещал одного офицера, помешавшегося на игре в карты. Поговаривают, что и замысел знаменитой повести родился именно в этом медицинском учреждении.
Не знаем как замысел, но эпилог уж точно. Строки о том, как Герман бормотал «Тройка, семерка, туз» в 17-ом нумере Обуховской больницы известны каждому читателю повести «Пиковая дама».
4. Дом Палача
Картежники – суеверный народ. Уже в средние века игроки собирались на местах казни, а столы старались ставить как можно ближе к эшафотам. Среди картежников считалось, что удача ждет того, кто ведет партию у дома Палача.
Петербургские картежники переняли средневековую традицию. На углу Тюремного переулка, ныне Матвеева и Офицерской улицы, сейчас Декабристов, они облюбовали два притона, размещавшихся в доходных домах. Эти места были выбраны из-за того, что из их окон открывался вид на Литовский замок – тюрьму, в которой и жил, по преданию, палач. Считалось, что эти места и истории также послужили вдохновением для повести Пушкина.
В книге Пыляева «Старое житье» есть интересная история об этих притонах. Однажды советник Политковский проиграл там казенные деньги. Полиция приехала в притон с намерением его прикрыть, но картежники встали на защиту своего приюта рядом с домом Палача. Скандал замяли, а Тюремный переулок начали называть «Фермопильским ущельем», в честь того, что игроки отстаивали свой притон как спартанцы.
Но до наших времен не дошли ни названия улиц, ни сам Литовский замок, служивший тюрьмой. После пожара 1917-ого года его были вынуждены разобрать.
5. Дама Пик
Отбитые у полиции притоны на протяжении почти 200 лет были приютами петербургских игроков. По утрам у них валялось столько карт, что их выгребали лопатами. На всех картах стояло странное клеймо – пеликан, кормящий своим сердцем птенцов – символ самопожертвования родителей. А все дело в том, что доход карточной фабрики шел на помощь обездоленных детей.
О картах мы вспомнили не просто так. В Петербурге была всего одна фабрика, занимавшаяся изготовлением карт и принадлежала она Императорскому Воспитательному дому. И в начале 20-ого века подобное покровительство удивительным образом сказалось на картах.
В 1903-ем году состоялся грандиозный костюмированный бал. Императрица не только придумала одеть всех в исторические костюмы 17-ого века, но и пожелала запечатлеть все на фото. А в 1913-ого году появилась колода карт «Русский стиль», в персонажах которой легко узнаются царские особы в нарядах с того самого бала.
Колода эта выпускается и по сей день. Так что вы легко сможете сами убедиться в правоте наших слов. У карточных фигур вполне реальные и узнаваемые прототипы. Николай II – король червей, Елизавета Федоровна – дама треф, сестра императора Ксения Александровна – дама треф, Михаил Александрович – валет треф.
Но наше внимание привлекла женщина, запечатленная на карте дамы пик. И кажется, что это Зинаида Николаевна Юсупова, внучка и теска Зинаиды Ивановны Юсуповой – первой владелицы особняка на Литейном проспекте, 42.
Но сразу заметим, что она не имеет никакого отношения к пушкинской даме пик, учитывая, что все события случились в другом веке. Так что мы с вами, разгадав тайну Пиковой дамы из стихотворения Агнивцева, продолжаем экскурсию по Санкт-Петербургу.
6. Дом Салтыкова на Дворцовой набережной
Историк Николай Раевский пытался найти следы пушкинской графини в доме Салтыкова на Дворцовой набережной. Существуют легенда, что по коридорам дома до сих пор бродит призрак Петра I в компании с молодой дамой, которую он энергично бранит.
В пушкинские времена в особняке обитало «любезнейшее Трио»: Елизавета Михайловна Хитрово – посольская теща, сама жена посла; младшая внучка Кутузова – Дарья Федоровна (Долли) Фикельмон и ее старшая незамужняя сестра Екатерина Федоровна Тизенгаузен.
Пушкин дружил с Елизаветой Хитрово и частенько наведывался в салон ее дочери Дарьи Фикельмон. Поговаривают, что их отношения были отнюдь не дружескими. И пушкинист Раевский считал, что именно этот дом был пристанищем Пиковой дамы.
Историк опирался на рассказ друга Пушкина Павла Нащокина о том, что у Александра Сергеевича была тайное свидание с блистательной дамой, которая утром выводила его из дома по секретной лестнице. Имени девушки Нащокин не называл, но намекал, что это жена австрийского посла Долли Фикельмон.
Раевский посещал особняк, сравнивал комнаты с пушкинским текстом и нашел несколько совпадений. С центральной лестницы он и правда попал в спальню, где были 2 двери. И за одной из них и правда была спрятана лестница.
Но многие особняки того времени строились по «типовой застройке», так что найденные Раевским совпадения можно отнести к стандартной схеме расположения комнат. А дом на Дворцовой набережной никак не мог быть тем самым домом Пиковой дамы. И сама Долли Фикельмон вряд ли могла стать прототипом графини.
7. Особняк Голицыной
Видимо, нам с вами стоит обратить внимание на классическую версию о том, что прототипом графини послужила княгиня Наталья Петровна Голицына, дочь Петра Чернышева, по слухам, внебрачного сына самого Петра I. Эта версия имеет несколько обоснований.
Во-первых: и Голицына и пушкинская графиня были привлекательны в молодости и безобразны в старости. Молодая Голицына была красива, а в старости у нее выросли усы и борода и ее начали называть «усатая княгиня».
Во-вторых: скверный характер. Отталкивающая внешность и ужасный характер придавали ей большое сходство с Пиковой дамой. Она была очень скупа и, имея крупные богатства, оставила своих детей без достойных средств. В итоге императору пришлось указать ей на скупость и на то, что ее сыновьям не гоже ронять престиж фамилии.
В-третьих: они обе увлекались карточной игрой. К картам ее пристрастила во Франции королева Мария-Антуанетта. Даже в старости княгиня продолжала раскладывать пасьянсы и для нее изготавливали карты большего размера, т.к. у нее было плохое зрение.
В-четвертых: существуют история, рассказанная Пушкину родственником Голицыной Сергеем, по прозвищу Фирс. Однажды он крупно проигрался, и обратился к родственнице за деньгами. Денег она ему, ясное дело, не дала, но посоветовала поставить все на три карты. Якобы это секрет раскрыл ей граф Сен-Жермен и дело было в Париже. Сергей сделал так, как велела Наталья Петровна, и с лихвой компенсировал проигрыш. А Пушкин узнал об этом случае.
Дабы окончательно удостовериться в правильности теории, необходимо погулять по дому Голицыной. На входе нас встречает мраморная лестница, ведущая к камину на площадке. Над ним огромное полуциркульное зеркало и в нем часы с надписью «Le Roi a Paris». Такие же встретились пушкинскому Герману.
Воспользовавшись запиской Лизы, идем дальше и проникаем в «спальню графини». Находим мы и маленькую дверь, и лестницу, ведущую наружу. Интерьеры, описанные в книге Пушкина, и реальные интерьеры особняка Голицыной совпадают.
Пушкину так знакомы эти интерьеры, потому что он гостил у Голицыных. Когда ему негде было жить, старая княгиня приютила поэта. Но гостил он не долго, потому что проявлял повышенный интерес к молодым обитательницам дома, потому Голицына его выставила. И поэт «отомстил» злобной старухе, использовав ее в качестве прототипа для своего произведения.
Доподлинно не известно, послужил ли образ Голицыной для создания героини повести и являлся ли ее особняк тем самым домом Пиковой дамы. В пушкинские времена многие дома строили по «типовой застройке», а поэт много где бывал и гостил. Но нам кажется, что именно дом Голицыной и сама его владелица больше всего подходят под описание книжной графини.
А как вы думаете, в каком доме жила Пиковая дама? Делитесь своими теориями в комментариях.
До новых книг!
Ваш Book24