В аэропорту Жуляны (IEV) в Киеве находится шикарный музей авиации. Здесь собрана богатая коллекция реальных самолетов гражданского, транспортного и военного назначения. В общем любителям ни как пройти мимо, ни как...
01. Честно я не ожидал такого изобилия экспонатов, да еще каких! "Сто четвертый" - здесь один из первых летных экземпляров (серийный номер 01-01) первого в СССР реактивного пассажирского самолета. Конкретно этот самолет построен на Харьковском авиазаводе в 1956 году. По слухам он же открыл постоянную пассажирскую линию Внуково - Тбилиси в 22 сентября 1956 года. А потом был приписан к Климу Ворошилову. Кроме того, это старейший из сохранившихся экземпляров. Жаль только что внутрь не пускают.
02. Рядом ИЛ-14 Полярная авиация. Впрочем я не уверен что именно этот борт имел в действительности какое-либо отношение к Полярной авиации.
03. Согласно бортовому номеру, самолет в эксплуатации с 1957 года, летал на пассажирских линиях Аэрофлота в Минске, в Тбилиси, и в Иркутске, вплоть до списания 1980 года. Похоже что фирменный окрас был сделан позже, что называется для "красного словца". )
04. Трудяга ИЛ-18А. Магистральный, турбовинтовой самолет построенный все в том же 1957 году в Москве.
05. Конкретно этот борт (СССР-75634) первый в серии, долговое время числился за УУЗ МГА СССР. ) За этой дивной аббревиатурой скрывается управление учебных заведений . Тоесть скорее всего борт был учебным.
06. Несмотря на свои четыре двигателя вошел в историю как достаточно экономичный и надежный самолет. Да что тут говорить? Кое-где летает до наших дней...
07. Не МАКС конечно, но все же... )
08. Следующий борт на который мне удалось проникнуть - дальнемагистральный ИЛ-62 1972 года постройки. Базировался в Алма-Ате вплоть до выработки летного ресурса в 1985 году.
09. Внутрь можно зайти! Предварительно купив специальный билетик... ) Кокпит.
10. Ламповая красота )
11. Затертый штурвал КВСа. Кстати говоря, штурвал КВСа и второго пилота немного отличается (фото 9), по крайней мере на этом типе.
12. Зависаю в попытке проникнуть в значение терминов... )
13. Тумблеры, переключатели. До чего же не просто было в этом всем разбираться?
14. ИЛ-62 выпускался с 1963 по 1995 годы, и летал по всему миру. У советского Аэрофлота был флагманом, летал с пересадка вплоть до Сантьяго в Чили.
15. Несмотря на богатую географию полетов в качестве пассажира, мне так и не удалось полетать на этом типе пассажирских самолетов. И наверное уже не придется...
16. Одна из панелей бортинженера. Пойди разберись! Интересно, какой функционал у этом сплетении труб? )
17. В салоне устроена небольшая музейная экспозиция, с фотографиями и служебными инструментами кабинного экипажа.
18. Меня заинтересовал штурманский маршрут (если я правильно понял) из Борисполя в Париж. Связь, чистота, позывные...
19. ИЛ-86 с уникальным бортовым номером СССР-86000. Да, так и есть, это первый опытный образец поднятый в воздух 22 декабря 1976 года, на Ходынском поле в Москве (тогда Центральный аэродром имени Фрунзе).
20. Всю свою недолгую историю летал в КБ им Ильюшина. Именно этот борт участвовал во всех летных испытаниях и демонстрировался на международных авиационных выставках. Своего рода легенда советской авиации конца семидесятых - начала восьмидесятых, все таки первый широкофюзеляжный самолет в СССР.
21. Самолетов здесь много. Кроме того, дополнительный "эффект присутствия" придает действующий аэропорт IEV, расположенный буквальном за забором, с которого со свистом и грохотом влетают и садятся современные лайнеры. Коль уж о свисте заговорили, в экспозиции музея присутствуют два "свистка". Именно так на сленге называют Ту-134, за издаваемый характерный свист. Первый - Ту-134А с бортовым номером СССР-65743, находился в эксплуатации с 1972 по 1984 годы. Летал на регулярных линиях Аэрофлота, сперва в Башкирии, а затем в Киеве, в известном нам уже УУЗ МГА СССР.
22. Второй поинтересней будет. Ту-134А-3 "Украина" начал свою летную карьеру в 1979 году. По некоторым данным, использовался на регулярных линиях Аэрофлота, в том числе на международных, в Борисполе. В 1997 году был переоборудован в VIP комплектацию, и по 2012 год использовался в составе ГАП "Украина". По сути, использовался правительством Украины, в том числе Президентом.
23. "Борт Леонида Кучмы". Впрочем, на нем могли летать и Ющенко, и даже Янукович. Внутрь можно зайти.
24. Неожиданно обычный пассажирский салон (с хвоста).
25. Плюс два небольших кабинета с диванчиками. Вот и весь VIP.
26. Не удержался... )
27. Кабина под стеклом, дальше прохода нет. Любопытный факт в 2012 в Жуляны из Борисполя (оба киевские аэропорты, расположенные друг от друга где-то в 30-40 км) был доставлен автотранспортом в разобранном виде. Тоесть, прилетел не самостоятельно, хотя вроде как шли разговоры о продлении его летной годности. Но видимо хотелось чего-то посовременнее... ) Справедливости ради отмечу, что в составе флота ГАП "Украина" с 2009 года летает Airbus A319, который скорее всего и является самолетом президента. Так что начиная с 2009 года этом бортом, скорее всего, пользовались правительственные чины рангом пониже... )
28. Самый массовый советский самолет Ту-154 здесь представлен бортом СССР-85020 1971 года производства. Летал за свою карьеру совсем немного, сперва в Шереметьево, затем во Внуково.
29. Затем какая-то мутная история с инцидентом не то в Симферополе, не то во Внуково, после которой в 1972 году было принято решение прекратить эксплуатацию данного борта. Тогда же он перелетел в аэропорт Борисполь, где использовался в качестве учебного пособия...
30. Внутрь тоже можно зайти. Неплохо сохранившийся пассажирский салон.
31. И кажется аутентичная кабина.
32.
33. Немного деталей.
34.
35.
36.
37. Вспоминается полет ради полета в Гомель, о котором я как-то рассказывал.
38. Редкий тип, по теперешним временам... А ведь когда-то самый массовый в СССР.
39. Перронный автобус образца семидесятых?
40. Музей большой. Из любопытных экземпляров гражданской авиации попался такой вот агрегат: Чешкий L-410. Девятнадцатиместный пассажирский самолет, для местных воздушных линий. Эксплуатировался с 1982 года в Красноярске и Кировограде (как переименовали?).
41. Як-40 с первоначальным бортовым номером СССР-88155 Ухтинского базирования Коми АССР. С 1976 года по 2001 летал в РФ, в том числе и в UTair Express.
42. Ну вот, экспонаты гражданского назначения пожалуй на этом закончились. Но здесь есть еще на что смотреть! Расскажу в следующий раз.