Даже стоящий на соседней улице Дом-музей художника Петрова-Водкина, который славится своей резьбой на весь Хвалынск, не имеет такого крыльца
"Приветствуются броши, шляпки, шали, ажурные платки, ридикюли, старинные зонтики, пальто, салопы с пелеринами, мужские кепи, фуражки, шляпы и тулупы. В рамках проекта "Хвалынские крылечки" на крыльце гранатового домика, расположенного по адресу улица Российской Республики, 152, будет проходить фотосессия в ретростиле". Такое интригующее объявление в соцсетях не могло оставить нас равнодушными. Прихватив старую кепку, мы отправились в Хвалынск.
Текст: Евгений Резепов. фото: Андрей Семашко
Утро выдалось сырое, шагали мы не по асфальту, так что до гранатового домика мы добрались не в лучшем виде. Неудивительно, что его хозяйка, Валентина Павловна Терентьева, не сразу пустила нас на крыльцо. "Запачкаете мне тут все! — негодовала она, орудуя шваброй. — У меня руки не железные за всеми полы мыть!"
Крыльцо двухэтажного деревянного дома на углу улицы Российской Республики знатное. Найти его нетрудно, на всей длинной улице такого крыльца больше не сыщешь. Даже стоящий на соседней улице Дом-музей художника Петрова-Водкина, который славится своей резьбой на весь Хвалынск, не имеет такого крыльца.
Но Валентину Павловну наше восхищение не умиляет. Вымывая грязь из щелей, Валентина Павловна продолжает негодовать. Никто из ее большой семьи этим крыльцом не пользуется. В дом входят с крыльца во дворе. Однако грязи на парадном крыльце столько, словно сюда постоянно тянется вереница гостей. "Вот вы зачем пришли? — строго допрашивает Валентина Павловна. — Посмотреть на красивое крыльцо? Вот и другие тоже! Кому сфоткаться. Кому просто посидеть! А мне — выводи грязь!"
С этим крыльцом Валентина Павловна мучилась всю жизнь, с тех пор, как поселилась здесь в 1973 году. Дом угловой, улица проходная. Если дождь, то все прохожие на ее крыльце от непогоды прятались. А летом каждый вечер на крыльце дома собиралась молодежь. Гитары и магнитофоны всю ночь. Валентина Павловна их милицией стращала, чтобы разошлись и спать не мешали. Куда там! Ее собственная дочь Елена с подругами на этом крыльце целыми днями просиживала, со своим будущим мужем познакомилась именно здесь.
ХРАНИТЕЛЬ СТАРИНЫ
Все последние годы крыльцо находилось в удручающем состоянии: навес упал, половицы прогнили, прохожие сокрушенно качали головами. Валентине Павловне было неловко. Да только где денег взять на ремонт? Поэтому когда ей вдруг бесплатно предложили покрасить фасад дома и восстановить крыльцо, она даже советоваться ни с кем из своей большой семьи не стала. "Я им сразу сказала, что если за их счет, то пожалуйста, — вспоминает Валентина Павловна тот вечер, когда вышла на стук в окошко и увидела парня и девушку, которые рассматривали ее дом. — Вот только если бы знала, что крыльцо опять станет местом сборищ, я бы подумала, соглашаться или нет!"
...К дому подъезжает машина. Из нее выходит молодой человек и внимательно оглядывает фасад. Видно, что ему знакома каждая его деталь. "Как у вас жизнь-то изменилась, Валентина Павловна!" — весело говорит гость хозяйке. "Алексей Викторович, нигде ничего не течет, — рапортует Валентина Павловна. — Крыльцо вымыла, пусть все приходят!" И больше за весь короткий осенний день мы не услышим от нее ни одной жалобы. А ведь сегодня здесь собираются жители города, чтобы сделать фотографию на фоне красивого крыльца, пообщаться с другими горожанами, посидеть за чаем во дворе и досыта наговориться о старом Хвалынске. В котором таких вот красивых деревянных крылечек еще сто лет назад на любой улице было просто не сосчитать. А теперь новое деревянное крыльцо — повод собраться вместе.
Местный историк-краевед, создатель Фонда сохранения и развития историко-культурного наследия Хвалынского района "Сосновый остров" Алексей Наумов суету вокруг крыльца наблюдает с удовольствием. "Крыльцо — важный элемент русской жизни, — улыбаясь, говорит он. — Оно связывало внутренний мир дома с внешним". Он с гордостью подчеркивает, что теперь крыльцо гранатового домика выглядит так же, как полтора века назад. На фотографиях Хвалынска, сделанных в 1873 году известным саратовским фотографом XIX века П.П. Пятницким, этот дом присутствует. Тогда его именовали домом под Маркиной горой, которую назвали так потому, что здесь поселился отставной солдат Маркин. "А теперь этот дом мы условно назвали гранатовым домом, — рассказывает Алексей Наумов. — Не только потому, что мы выкрасили его в цвет гранатового сока. В ходе исследований мы обнаружили в резных украшениях наличников и фронтона изображения цветов граната — символа плодородия. На стенках крылечка вы видите вырезанные квадраты — это символ вспаханного поля. А под навесом крыльца идет волнообразная резьба, это — символ воды...".
В Хвалынске Алексей Наумов известен как ревнитель местной старины. Не без иронии он называет себя "городским сумасшедшим", который с детства лазил по чердакам, собирал старые вещи и бумаги, восстанавливая по крупицам историю. Примером для подражания Алексей выбрал такого же, как он сам, "странного" человека — Валентину Ивановну Бородину, директора Хвалынской картинной галереи. В школе, где он учился, она подрабатывала уроками рисования. Валентина Ивановна в трудные годы сохранила галерею, уберегла иконы, хранившиеся в ней.
Позже, когда Алексей писал диссертацию в Санкт-Петербурге, то в Пушкинском Доме ему показали воспоминания женщины, которая после эвакуации во время Великой Отечественной вернулась в Ленинград и оказалась в квартире, где когда-то жил художник Лев Радищев — потомок писателя Радищева и уроженец Хвалынска. Алексей отыскал потомков той женщины, увидел у них на стенах акварели Льва Радищева, затем нашел потомков друзей Льва Радищева, у которых сохранились акварели художника. Он привез эти картины в Хвалынск и передал их в музей. Валентина Ивановна Бородина была очень довольна...
Алексей живет неподалеку от гранатового домика. Не раз, проходя мимо, он отмечал, что ступеньки крыльца прогнили, навес покосился. А когда он рухнул, Алексей понял, что из истории города уходит что-то очень важное. Ему очень не хотелось, чтобы старые хвалынские крылечки остались только на пожелтевших от времени фотографиях...
Весной 2017 года Хвалынск подключился к проекту "Том Сойер Фест", затеянному три года тому назад энтузиастами из Самары (см.: "Русский мир.ru" № 9 за 2016 год, статья "Краски, кисти и идея". — Прим. ред.). Цель его — восстановление городской исторической среды. Любой желающий может примкнуть к фестивалю и принять участие в очистке фасада старого дома от грязи. А потом, как знаменитый герой Марка Твена, покрасить его стены.
В маленьком Хвалынске, где сохранилось немало старинных особняков, первым таким объектом стал двухэтажный угловой деревянный дом на улице Российской Республики. Тот самый, замечательное крылечко которого совсем развалилось. Правда, Алексей решил развить проект самарцев и восстановить в прежнем виде не только крыльцо дома № 152, но и другие замечательные крылечки в Хвалынске.
Возможность найти средства для реализации этой идеи появилась тогда, когда он зарегистрировал некоммерческую организацию "Сосновый остров". Во-первых, это позволило участвовать в грантовых программах. Во-вторых, у Алексея появилась помощница — Ирина Летягина. В 16 лет она уехала из Хвалынска, окончила юридический факультет МГУ, работала в Испании и Бразилии, а потом решила вернуться домой. Пока мы беседовали с Алексеем, Ирина развесила на крыльце полотенца, поставила самовар, украсила стены связками кренделей...
ИЗЮМИНКА
Алексей и Ирина вспоминают, что перед тем, как приступить к ремонту крыльца, пришлось немало повозиться, чтобы восстановить объект. Например, восьмигранные колонны крылечка по форме и узорам были восстановлены благодаря старинным фотографиям. Но, скажем, разглядеть, какой резьбой были украшены парапеты, не удалось. И тогда решили изучить рисунки и фотографии других типичных старинных крылечек Хвалынска. "Крылечек много по всей России, — подытоживает Алексей, — обычно мы видим на них рубленые мощные столбы. А наши хвалынские крылечки другие, они тонкие, изящные".
Но все эти тонкости плотник, с которым Ирина договорилась о реставрации крыльца, пропустил мимо ушей и сколотил обычное крылечко. А в ответ на замечания обозлился, покидал инструменты в сумку и ушел. И тогда ребятам помог хвалынский мастер-краснодеревщик Дмитрий Зюзин. Его друг Алексей Капранов работает мастером по налаживанию оборудования в Хвалынском агропромышленном лицее. Там же у друзей располагается мастерская. Директор лицея не возражал, чтобы в мастерской лицея изготовили детали для хвалынских крылечек. "А вот и наши герои", — показывают на мастеров Алексей и Ирина. Сквозь скопившуюся у крыльца толпу пробираются двое мужчин с озабоченными лицами. "Ну и задала ты нам работы", — отдуваясь, говорят они Ирине. Оказывается, следующее крылечко в рамках проекта (всего их будет пять) установят на православной гимназии. Оно очень похоже на крыльцо гранатового домика, но раза в три шире, да и столбы на нем выше. "Некоторые детали его уже готовы, можете прийти и посмотреть", — отчитываются Зюзин и Капранов и оглядываются вокруг с удивлением. Им приятно, что на творение их рук пришло взглянуть столько жителей Хвалынска.
Между прочим, четверть века назад Алексей Васильевич Капранов с коллегами реставрировал Дом-музей художника Петрова-Водкина. Внутри дома все сделали, а вот с крылечком вышла заминка. Хотели его восстановить таким, каким оно было на фотографиях того времени. А их сохранилось немало: художник купил дом для своих родителей, семья нередко фотографировалась на крыльце.
Алексей Васильевич тогда в поисках старинных деревянных крылечек обошел весь Хвалынск. Крылечки если и находились, то оказывались в плачевном состоянии. Хозяева их ломали, ставили железные ворота, а над дверью в дом устанавливали навес от дождя и пару ступеней. Уже тогда Капранов понял, что в Хвалынске прежние деревянные крылечки стали большой редкостью. Так что когда к нему пришла Ирина с просьбой заняться крылечками, он ушам своим не поверил. "Вот сейчас принято гордиться машиной, а раньше достаток выражался в крылечке. Еще в начале XX века в каждом доме было парадное крыльцо. А из-за этого современного сайдинга Хвалынск теряет облик старинного города, — горячится Алексей Васильевич. — Ведь изюминка-то была в крылечках...".
Кстати, то крыльцо в доме Петрова-Водкина они так и не построили. Его делали другие специалисты, правда, оно ничуть не похоже на то, которое было прежде. "А вся штука в том, чтобы возродить то, что было! Ну что, ребята, пойдем трудиться?" — заканчивает Капранов разговор. Правда, перед тем, как уйти, говорит, что одну деталь крыльца дома на улице Российской Республики они упустили. Причем умышленно. Мастера не сделали скамеечки, чтобы молодежь не собиралась на крыльце. Хозяйка специально попросила мастеров об этом. "А ведь лавочку следовало все-таки сделать, — смеется Капранов. — Вон сколько народу собралось!"
АСФАЛЬТ ПРОТИВ КРЫЛЕЧЕК
А народу действительно собралось немало. Кто ведет солидную беседу за чашкой чая, кто песни поет, кто с детьми играет. Звезда вечера — коза Александра. Ее хозяйка, Наталья Сидорина, сокрушается: "Если бы я знала об этом вечере заранее, то сшила бы козе сарафан". Из своего рюкзака Наталья достает хвалынский арбуз, его разрезают и потчуют гостей.
Кто-то привел на праздник черного кобеля в ошейнике. Пес, оказывается, потерялся. А нашедшие его сердобольные горожане решили привести собаку сюда: раз у нового крыльца на улице Российской Республики собрался чуть ли не весь город, авось и хозяева здесь отыщутся?
Многие женщины и девочки пришли на праздник в больших цветастых платках, которые наверняка достали из больших бабушкиных сундуков. Даже козе в итоге повязали платок. А для тех, кто заранее не запасся этим шерстяным аксессуаром, платки припасла Ирина Летягина. "Выбираем платки для фотографирования!" — кричит Ирина. К крыльцу тут же выстраивается очередь.
Администратор горнолыжного курорта в Хвалынске Люба Трифонова посмеивается: хоть у нее и нет сундука, платком она все же разжилась. Утром к Любе в гости заглянула бабушка мужа — правнучек проведать. Конечно, в старом платке. Да каком роскошном — бордовом, с цветами! Люба бабушке рассказала и про восстановление крылечек, и про фотосессию, для которой нужен старый платок. Бабуля платок отдала беспрекословно. В обмен на современный. "Он, конечно, ношеный-переношеный, — смеется Люба, когда подруги повязывают ей платок, — но мне в нем нравится расцветка и текстура. Чистая шерсть!"
Любовь Трифонова тоже помогает Алексею и Ирине. Вот недавно передала фотографию из семейного архива, на которой запечатлен храм в одном из сел Хвалынского района. Сейчас его уже нет...
Люба в бордовом платке идет фотографироваться на крыльцо. "Вот красота-то!" — вздыхает ей вслед подруга Юлия Козлова. Люба возвращается, ей жалко сразу снимать бабушкин платок. Людмила Ивановна — так звать бабулю, с которой Люба сняла платок, — живет в Хвалынске давно и еще помнит те времена, когда на Волге напротив города красовался Сосновый остров, затопленный во время создания Саратовского водохранилища. С тех пор исчезнувший остров, с которым у хвалынцев связано немало воспоминаний, стал символом уходящей старины... Когда вокруг крыльца заходит разговор о Сосновом острове, то оказывается, что каждому хвалынскому жителю есть что о нем рассказать. А затем люди начинают вспоминать о старожилах Хвалынска, с которыми сводила их судьба.
Ирина Летягина рассказывает про сестер Серовых — Елизавету Константиновну и Зою Константиновну. Две престарелые женщины тихо и мирно доживали свой век в Хвалынске. Елизавета Константиновна писала картины и дарила гостям. "У них столько цветов было! — вспоминает Ирина. — Моя бабушка с ними дружила, а я вместе с ней к ним в гости ходила. Они тут рядом жили — на улице Петрова-Водкина".
Владимир Бороздин вспомнил, что у дома Владислава Полякова на улице Революционной снимали в конце 1980-х годов художественный фильм "Очарованный странник". Кстати, крыльцо этого дома энтузиасты хвалынской старины тоже собираются восстанавливать. Тем более что в 70-е годы XIX века здесь жил фотограф, который любил фотографировать свою семью как раз на крыльце. А еще совсем недавно в этом доме жил художник Владислав Викторович Поляков, в гости к которому приезжали московские и питерские коллеги. Их часто можно было видеть сидящими на старинном крылечке. Сиживал на том крылечке и известный литературный критик и издатель Станислав Стефанович Лесневский, тоже друживший с Поляковым.
Чертежи будущего крыльца уже готовы. Правда, есть проблема с самим домом, который находится в плохом состоянии. Ясно, что новое, красивое крыльцо с резьбой будет выглядеть как минимум странно на фоне разваливающегося дома, который наследники Поляковых восстанавливать не собираются. Но предлагают его выкупить. Алексей Наумов говорит, что собрать средства и выкупить дом можно, а вот где найти деньги на его дальнейшую реставрацию? "Но если мы не спасем дом Поляковых, то его не спасет никто", — говорит Алексей...
Осенний день короток. Начинает темнеть. А жители Хвалынска все не расходятся: завязался горячий спор о том, почему в городе почти исчезли красивые крылечки. Самую оригинальную версию высказала Марина Кочеткова. По ее мнению, крылечки были уничтожены... заасфальтированными тротуарами, которые слишком близко пролегли от домов. И хозяева были вынуждены снести собственные крылечки. В качестве доказательства своей теории Марина Кочеткова указывает на крыльцо гранатового домика: оно сохранилось, говорит она, только потому, что перед домом до сих пор существует огромная лужайка.
"Был бы асфальт, грязи бы столько не наносили бы!" — хмуро отвечает ей Валентина Павловна и привычно берется за тряпку, чтобы вымыть крыльцо. Ежедневная уборка — это единственная плата, которую она "вносит" за новое и самое красивое крыльцо в Хвалынске...