Алеся Лазебная уроженка Буда-Кошелево – тихого и скромного городка на северо-западе Гомельщины. Окончив местную школу, она поступила в институт современных знаний им. А.М. Широкова в Минске. Сейчас девушка продолжает обучение в Чехии и продает свои работы в Европе.
– Модельер или дизайнер? Алеся, как правильно называется твоя профессия?
– Я получаю образование дизайнера одежды.
– Запомнил, расскажи как им стать?
– Мне кажется, что этого нужно, прежде всего, хотеть. У меня предпосылки были с детства. Уже лет в 10 – 11 я впервые начала шить. Что касается образования, то сейчас я учусь в Чехии, до этого был год в Минске.
– За рубежом лучше?
– Я бы не сказала, год в Беларуси был намного продуктивнее трех в Чехии. Но, если честно, польза есть и там, и там. В Европе учат создавать идею, в нашей стране – ее реализовывать. В идеале отучиться здесь, а потом ехать за границу.
– Получается ты из тех, кто долго не думает над будущей профессией или это не так?
– Да, войти в нишу дизайна получилось само собой. Но помню, что одно время в школе, я, как и многие сверстники, грезила идей стать переводчиком. Тогда это было модно.
– Не задумывалась, как складывалась бы твоя жизнь, если бы ты им стала?
– Думаю, она была бы скучной.
– Опиши обычный день из жизни дизайнера.
– Сложно. Каждый проходит по-разному. Стараюсь составлять план на неделю. В один рабочий день – встречи с клиентками, во второй – подбор материала. Зачастую ездим в Киев или Питер за кружевом и итальянским шелком. Параллельно с этим рисую и придумываю что-то новое.
– И сколько длится твой рабочий день?
– Больше 8-ми часов точно. Когда живешь работой, перестаешь придавать этому значение. Я могу отвечать клиенткам и в два часа ночи, это ведь тоже работа.
Копируют друг друга 95% современных дизайнеров
– Как дизайнеры придумывают будущие образы: воруете или проливаете свои кровь и пот?
– Кто-то ворует, кто-то придумывает. Нижнее белье сделать кардинально отличающимся нереально. В любом случае что-то перекликается с идеями других дизайнеров. Но у меня принципиальная позиция в этом — я стараюсь не копировать, но создать новое непросто. Одно дело придумать, а другое — реализовать. Сложность в том, что белье может отлично смотреться на бумаге, но совершенно не «сидеть» на теле.
– И много тех дизайнеров, которые ворует?
– На мой взгляд, копируют друг друга 95% современных дизайнеров.
– А юбку с голой попой ты придумала сама?
– Да, в Чехии каждый семестр дают определенную тему для будущих работ. Нам выпала «Amore Mio». В рамках ее можно было придумать все что угодно, но я решила сделать новую коллекцию белья. Вдохновившись Софи Лорен, у меня получилась эта открытая юбка. Она, к слову, безумно популярна и, по-моему, таких больше ни у кого нет.
– Как я понимаю, у тебя свой бренд. Расскажи о нем.
– «Lazeviss» – это ательер , мы шьем на заказ. Прямой точки продаж у нас нет. Был опыт в Питере, но не самый удачный. Да и с магазинами в Беларуси сотрудничать не просто. Наше белье, например, та же юбка с голой попой, не вписывается в госстандарны, а шить согласно требованиям мы не готовы — теряется дизайнерская фишка.
– Большая команда у тебя?
– Сейчас нас трое, но сформировавшегося штата нет. Есть девочки, которые помогают мне удаленно с пошивом.
– Когда и как все началось? Почему именно белье?
– Три года назад я искала подработку. В университете в Чехии разрешено учиться и продавать свои дизайнерские работы. Вот я и решила попробовать шить на заказ. А нишу белья выбрала потому, что она на тот момент была свободна, да и материал много места оно не занимает.
– Деньги для старта потребовались?
– Машинка у меня была, поэтому я потратилась только на закупку материала. Это обошлось где-то около 3 тыс. долларов.
– А в магазинах твое белье найти можно?
– Да, мы изготавливаем небольшие партии для магазинов в Питере и Москве. В ближайшее время наше белье появиться и в Минске.
– Лучшее название для бренда это именной бренд: Сименс, Бош, Форд. Поэтому ты остановилась на «Lazeviss»?
– Я всегда хотела именной бренд. Но полностью фамилия в названии не смотрелась бы. Вот и взяла листик бумаги и стала писать разные окончания, пока не получилось «Lazeviss». По произношению чем-то напоминает французский (смеется).
– Сейчас в интернете модно спрашивать о деньгах. Обойти эту тему я тоже не могу. Сколько ты зарабатываешь?
– Не знаю…Не много с учетом расходов. Все зависит от сезона. Лето, а именно август, самый нерабочий месяц. Период отпусков и продаж мало. Гораздо продуктивнее время перед новым годом или в канун черной пятницы. Нужно понимать, что средняя цена на мое белье 150 рублей, а комплект из натурального шелка — 200. Не каждый может себе его позволить. Я например, пока от таких дорогих покупок отказываюсь.
– Ролик «your addiction is LAZEVISS» правда снимали в Нью-Йорке? Сколько стоит его снять?
– Нет снимали в Минске, но Нью-Йорк имеет к нему отношение. Сейчас все объясню. Зачастую мое белье берут на фото- видеосъемку в Минске. Но на этот раз Женя, который все это снимал, выиграл конкурс от одной из самых крутых нью-йорких студий. И они переделали его видео в клип. Он какое-то время крутился как рекламный в Штатах. Мне было очень приятно, но я в этом никак не участвовала. А заказать съемку стоит минимум 500 долларов: 50 долларов – модель, 200-300 долларов – фотограф, 50 – макияж и волосы.
– Какая самая необычная рецензия на твою работу тебе «прилетала»?
– Ой, реакция разная. Смешнее всего, когда пишут конкуренты и турки. Первые в агрессивной манере хотят узнать цену, вторые думают, что это личный аккаунт одной из моделей и подкатывают. При этом мне не понятно как они не видят, что девушки разные.
– Много путешествуешь?
– Нет, я думала, что буду больше. За последний год была в Грузии, Германии и Италии. Но, когда учишься в Европе, выезжать в другие страны это как съездить в Минск — очень просто. Поэтому остальные ездят куда больше меня.
– Не грустно возвращаться?
– Нет, ведь здесь мои лучшие друзья и родители. Да и мне в нашей стране нравиться.
– Как относишься к «роднай мове» и национальной символике?
– Я люблю наш язык. Согласись, даже название кофейни на белорусском очень стильно смотрится и звучит. Да и я никогда не думала, что мова популярна в Европе, впрочем как и наша символика. Белорусский орнамент, к примеру, не раз применялся в коллекциях известных дизайнеров.
– Алеся, так все же, бизнес или творчество?
– Творчество.
– Минск или Москва?
– Минск.
– Спасибо тебе за интервью. Кстати, все твои подруги носят белье «Lazeviss»?
– Нет, для них это слишком дорого (смеется). Шучу, конечно носят, но пока не все.