Найти тему
Ключ-Медиа

Как учили детей 100 и 200 лет назад?

Оглавление

Сегодня в школах начались уроки. Вот и мы решили погрузиться в мир знаний и освежить в памяти историю и краеведение. Вы знаете, когда во Владимирской области впервые озаботились народным образованием? И как учили, скажем, 100-150 лет назад? А в каких условиях грызли гранит науки наши папы и мамы? Не заглядывайте в Википедию. У нас есть более интересный рассказчик - Надежда Корешкова, руководитель Музея народного образования Владимирской области.

“Помещение музея небольшое, но изучать экспонаты можно часами. Ученые ведь пишут монографии всего об одном десятилетии развития системы образования. А у нас собраны уникальные вещи: старинные фотографии, документы. Даже мебель и предметы - подлинники, антиквариат. Я покажу самые интересные экспонаты и расскажу об основных этапах развития системы образования”.

Бесплатное образование

Екатерина II первой из российских правителей задумалась о всеобщей грамотности. И в 1786 году во Владимире открыли Главное народное училище. Оно стало первым учебным заведением. До него знания получали дома. Давали его учителя и гувернеры. Конечно, такие роскошества позволяли себе лишь дворяне. А императрица  продумала систему, при которой любой талантливый ребенок мог получить высшее образование. Школ в ее проекте не было. Дети сразу поступали в училище - сначала в малое, а затем в главное. И после отправлялись в университет.

екатерина2.рф
екатерина2.рф

“Екатерининскую систему меняли не раз. Уже в 1803 году первой ступенью было приходское или начальное училище, второй - уездное училище, третьей - гимназия или губернское училище, четвертой - университет. Дальше этапы еще не раз изменялись, и к концу 19 века существовало более 10 типов учебных заведений. У каждого были своя программа, учебники.

-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

Но главное новшество - реформа 1864 года. После отмены крепостного права в империи появились земства. И эти органы местного самоуправления взяли на себя оплату обучения одаренных детей. У меня в архиве хранятся письма одного из учителей 19 века. Мужчина получал в год 360 рублей - деньги по тем временам весьма скромные. Но он мечтал дать образование всем трем своим дочкам. Гимназия для каждой из них обошлась бы в 50 рублей в год. Итого 150. Учитель не мог расстаться с половиной дохода, просил земство о помощи. Ему отказали, но все же девочки получили образование - есть более поздние документы, что они работали учительницами во Владимирской губернии. Значит, их отец еще раз послал прошение, и земство решило помочь. Либо нашелся другой выход. Но так или иначе, получить образование бесплатно было реально”.

После революции - ликбез и легендарные учителя

После 1917 года в сфере образования тоже пришлось устраивать революцию. Во-первых, нужно было решить проблему беспризорников. Тогда в регионе появились первые приюты и детские дома.

-10

Учителя еще царских гимназий продолжали работу. Но к ним прибавились новые кадры: в те неспокойные годы педагогом можно было стать, окончив 6-месячные курсы.

“Уровень преподавания очень сильно отличался: где-то учили ничуть не хуже, чем в дореволюционной гимназии. Например, в нашем регионе работал легендарный Барсуков - автор учебника по алгебре, который переиздавался не один десяток лет”.

-11
-12

А где-то все было плачевно. Вот почему через 10 лет после революции учителям устроили массовую переаттестацию. Кто-то лишился почетного звания, кто-то сохранил. Вообще, в эти годы были очень популярны заочные курсы для педагогов”

-13
-14

Ученики и учителя в годы Великой Отечественной войны

Владимир был в тылу, здесь не гремели взрывы, не шли бои. Но все же тяготы и лишения не обошли регион стороной. Несмотря ни на что, уроки в школах продолжались. Правда, бумаги катастрофически не хватало. Детвора писала контрольные химическими карандашами между строк учебников.

-15

Продолжение читайте на сайте.