Я часто бываю на бизнес-конференциях. Какие-то из них - скучные, какие-то - очень интересные. Недавно я была как раз на такой, - интересной! - конференции. Итак, о чём осенью-2018 говорят умные успешные мужчины, - и женщины тоже?
1. Клиентские отношения
Сейчас в экономике, к сожалению, время так называемого потребительского пессимизма. Это означает, что дело не только в том, что снизились реальные доходы людей, - дело ещё и в том, что народ не ждёт лёгких времен, затянул пояса и "включил" на своём кошельке, как на телефоне, режим экстремального энергосбережения.
Продавать в такой ситуации становится всё сложнее. Конкурентные демпинговые войны - как кровавые раны, которые игроки рынка наносят друг другу. Что же делать? Бережно относиться к клиентам, которые покупают у нас сегодня. Не разбрасываться ими, как в тучные времена, когда вы могли не перезвонить клиенту или потерять его заказ. Раньше вы не видели негативного эффекта сразу же - теперь на счету каждый клиент. И сарафанное радио становится самой лучшей (и часто единственной доступной) рекламой. Много удобных каналов для связи с клиентами, много профессиональных сотрудников клиентского сервиса, много эмпатии, много внимания к тому, что говорят клиенты и чего они хотят, - вот то, что умные компании считают единственно эффективной (спасительной) стратегией в пессимистичные рыночные времена.
2. Скорость внедрения
Помню, несколько лет назад, руководя "свежевышедшим" на рынок проектом, я говорила своим коллегам: "Давайте по всем вопросам находить сначала быстрое решение, а потом - правильное!"
Сейчас подобными принципами руководствуются многие. Наметилась проблема? Давайте за два дня решим её в одном конкретном магазине, а за два месяца - во всех магазинах на системном уровне. Появилась идея? Давайте за месяц реализуем её на общедоступной IT-платформе, а через полгода - создадим свой собственный программный продукт. Помните, шведы Нордстрем и Риддерстрале писали в своей книге "Бизнес в стиле фанк", что знания похожи на молоко в том смысле, что вчерашние - "скисают"?
Так и с бизнес-решениями: не успели реализовать сегодня? - потеряли конкурентное преимущество, которое уже не компенсировать завтра. Системно и глобально - это хорошо. Только разведка и работа с прототипами - ещё лучше.
3. Разнопоколенческие команды
Чем хороши взрослые опытные профи? Хорошо систематизируют, вводят структуру, формулируют принципы и законы.
Чем хороши юные энтузиасты? Разрушают структуру, отменяют принципы и законы, создавая неожиданные инновационные решения. Инновации меняют рыночный ландшафт, помогая вырваться в лидеры тому, кто вчера ещё тащился в хвосте, занимаясь копеечным cost reducing. Инновации часто требуют не знаний, а полёта творчества, то есть, способности генерировать верные решения в обход логики и опыта.
Но как поставить инновации на поток, сохранить эффект и масштабировать? Нужны взрослые опытные профи, которые хорошо систематизируют и вводят структуру. ...На колу мочало, начинай сказку сначала. Выиграет тот, кто создаст среду, в которой люди разного возраста могут хорошо работать вместе.
4. Интеграция
Один из моих любимых практиков менеджмента, инженер Гаррингтон Эмерсон, писал, что менеджеры должны управлять, не сражаясь каждый за успех работы на своём участке, а, возможно, пренебрегая интересами какого-либо участка для роста и процветания всей рабочей цепи. (Кстати, было это в 1913 году.)
И сегодня менеджеры компаний тратят слишком много времени, воюя друг с другом за интересы своего бюджета или своего отдела, или, что ещё хуже, стремясь выглядеть более авторитетным, чем коллега, в глазах собственного начальника. К сожалению, компании часто поощряют это, создавая остроконкурентную среду, которая, как они думает, заставляет руководителей работать лучше. Увы: чаще всего, внутренняя конкуренция означает много усилий, потраченных в политической возне и уж точно отказ от совместных размышлений о том, как повысить КПД во всей процессной цепочке в целом.
Что же делать? Простого ответа тут нет. Часто единственным действенным средством "лечения" является трансформация корпоративной ДНК, то есть, дело сложное и долгое. Но, впрочем, неплохо уже перестать считать описанную ситуацию нормальной! Понять, что с низкой внутренней интеграцией никакие деловые задачи не имеют решения!
Осознание - первый шаг на пути действия.
Вероятно, это резюме справедливо для всех четырёх пунктов :)
P.S. Ещё больше бизнес-постов - на