Право
Ирина Кузнецова, управляющий партнёр и генеральный директор аудиторской компании ООО «Юстиком»
Компания «Юстиком» на рынке с 2003 года. Мы оказываем услуги аудита, и занимаемся полным сопровождением деятельности юридических лиц, консультируем по вопросам коммерческой деятельности, бухгалтерского учёта, налогового учёта, налогообложения, сопровождения юридической деятельности клиентов.
В последнее время у клиентов возникает очень много вопросов при общении с налоговыми органами.
В отношении физических лиц, как правило, нарушения допускаются реже, если это не касается предпринимательской деятельности физических лиц. Как правило, представители налоговых органов и более отзывчивые, и более чётко работают, руководствуясь налоговым кодексом, требованиями иных предписаний. А вот что касается юридических лиц, здесь всё гораздо сложнее.
Наверное, начать надо с самого простого, то, с чем сталкиваются предприниматели в своей работе. Это, во-первых, незаконные блокировки расчётных счетов со стороны налоговых органов. И второй очень обширный блок - это незаконные действия налоговых органов, связанные с отказом в представлении, в сдаче налоговой декларации.
Поскольку основная масса юрлиц пользуется электронными каналами связи, то налоговый орган, получается, сам решает, принимать или отказать в приёме декларации. Данное право налоговых органов предусмотрено налоговым кодексом, но при этом действующим налоговым законодательством чётко прописаны случаи, в которых налоговый орган имеет право направить отказ в приёме налоговой декларации.
Но, как правило, это совершенно иные основания, которые на практике встречаются. Потому что по законодательству это закрытый перечень, там порядка всего четырех пунктов: в основном это отсутствие полномочий у лица, предписывающего электронный документ, несоответствие электронной подписи, то есть из разряда «технических» моментов.
Ещё отсутствие доверенности, но это уже на предоставление налоговой отчётности, и когда мы не говорим об электронной форме подачи, а когда декларация подаётся непосредственно в налоговый орган.
На самом деле, это совершенно не так. Налоговые органы блокируют сдачу налоговых деклараций, таким образом, как они заявляют, они борются с недобросовестными налогоплательщиками.
Отказы в приёме налоговой отчётности
На прошлой неделе мы столкнулись с такой проблемой по одному из наших клиентов. При попытке отправить налоговые декларации бухгалтер получил отказ. Начинает связываться с налоговым органом, при этом сотрудники налогового органа, абсолютно не стесняясь, сначала ей говорят, что мы здесь абсолютно ни при чём, это всё оператор связи, через которого у вас происходит сдача отчётности.
Естественно, бухгалтер, руководитель компании обращаются к оператору связи. От него получаем ответ, что, нет, это действия налоговой. То есть это налоговая дает отказ.
Дальше никаких объяснений не поступает, при явке юриста в налоговую с ним вообще отказываются разговаривать, хотя, если представитель компании приходит с доверенностью, никаких оснований отказать в даче пояснений у налогового органа нет.
На деле никаких пояснений не даётся, мало того, абсолютно не стесняясь, заявляется, что мы вам не дадим сдать отчётность, мы считаем, что ваши контрагенты (прошу обратить внимание, ваши контрагенты) недобросовестные, кто-то из них не заплатил НДС, кто-то не сдал какую-то декларацию.
Да, мы проявляем должную осмотрительность при выборе контрагентов при заключении договора. Но как и каким образом, а главное, на основании какого права компания должна затребовать у контрагента отчёт по его деятельности, сколько он налогов заплатил, что он там у себя в учёте показал?
Мы же понимаем, что, даже если контрагент непорядочный, он вам все предоставит, на бумаге можно предоставить всё, что угодно.
Но непонятно, почему ответственность возлагается на ту компанию, которая оплатила, потребила определённый товар, работы, услуги, и является добросовестным налогоплательщиком?
На практике в таких случаях директор идет в налоговый орган. Ему говорят: у вас по декларации, например, 500000 руб. к оплате. Уберите часть вычетов, заплатите ещё определённую сумму, мы считаем, что, исходя из ваших показателей, вы должны платить налогов столько-то. Вы заплатили меньше. Исказите декларацию, доплатите налог, и мы вам всё разблокируем. Такой официальный рэкет получается.
Мы пытались спорить, говорили: вы предлагаете нам исказить данные налоговой отчётности. На основании чего? Понятно, что, конечно, никакого ответа на это мы не получали.
В таких случаях помогала в этом разобраться и решить эту проблему только жалоба в вышестоящие налоговые органы. Многие советуют сразу писать жалобу в прокуратуру, но, из практики, вышестоящий налоговый орган на первом месте. Надо отдать должное, они достаточно неплохо реагируют на случаи таких действий территориальных налоговых органов.
Надо подробно всё описать в жалобе. И укажите в жалобе, что при устном общении с таким-то сотрудником такого-то отдела были получены такие-то комментарии.
Поэтому, когда вы общаетесь с представителями территориального налогового органа, не постесняйтесь, спросите фамилию, имя, отчество того, с кем вы общаетесь, какой отдел. Это желательно. Я не думаю, что сотрудник будет вас обманывать, называть какую-то неверную фамилию.
Как правило, вышестоящий налоговый орган разбирается в подобных ситуациях, получается решить данные ситуации. Поэтому, если вы уверены в своей правоте, надо отстаивать свою позицию. Минус состоит в том, что за 2 дня с момента подачи жалобы ваша проблема не решится. У налогового органа есть на ее рассмотрение 30 дней, хотя бывают случаи, когда очень быстро рассматриваются жалобы. И в нашей практике были моменты, когда буквально на 2-3 день нам звонили из территориального налогового органа, извинялись, говорили: все проблемы будут сняты, все вопросы будут решены, отзовите свою жалобу.
Понятно, что когда они понимают, что они не правы, а вы начинаете своими действиями доказывать свою правоту, никому доходить до судов не хочется.
Что касается того, что будет, если получен отказ. Печально то, что, если декларация сдаётся в последний день установленного срока подачи декларации, и вы, получив подобный отказ, получается, не сдали своевременно декларацию. И через 10 дней налоговый орган имеет право заблокировать вам расчётный счёт в связи с несвоевременным представлением налоговой отчётности. И по данному коду блокировки вы просто возможности пользоваться своим расчётным счётом. Вы сможете с него делать только определённые платежи: заработная плата, налоги, платежи по исполнительным листам. Понятно, что это всё-таки уже такие, чрезвычайные платежи. А платежи для своей текущей деятельности будут у вас заблокированы до момента, пока у вас закончатся выяснения отношений с налоговым органом, либо с участием вышестоящего налогового органа. Поэтому тут, к сожалению, можно говорить о том, что работа компании будет серьёзно затруднена, точнее, она будет невозможна.
Если по итогам выяснится, что налоговый орган был не прав, нужно предъявить иск к налоговому органу о возмещении убытков. Положительная судебная практика на этот счёт имеется.
Юрист и адвокат. Есть ли разница?
Почему многие предприниматели опасаются идти путем направления жалоб? Не секрет, что у нас остался какой-то пиетет перед налоговыми органами, нам кажется, что это вообще «последняя инстанция». И когда руководитель компании попадает в кабинет, беседует с представителем налогового органа, который не всегда, скажем так, корректен, особенно учитывая, что, естественно, никакой ни видео, ни аудиозаписи не ведётся, начинаются угрозы: да мы сейчас назначим вам выездную проверку, да мы вообще сейчас насчитаем налоги. То есть иногда, попадая в подобные ситуации, предприниматели говорят, что оказываются как будто где-то в девяностых годах, только со стороны государства. Потому, что у нас сотрудники налоговых органов - это всё-таки представители государства.
Но если руководитель компании приходит с адвокатом, и официально заявляет, что я буду с вами беседовать, но в присутствии моего адвоката, тогда, конечно, никаких лишних слов по поводу того, что мы сейчас вам, вы уберите, припишите и так далее. Всё чётко и по существу. Услуги адвоката тоже платные, и ходить постоянно с адвокатом в налоговые органы.., Но вынуждены это делать, делают.
Отчасти играет роль, может быть, юридическая неграмотность, в том числе и сотрудников налоговых органов. Очень часто, когда приходит юрист с доверенностью, или с руководителем приходит юрист, бывают попытки выставить юриста за дверь, сказать, что, если с вами будет адвокат, пожалуйста, он может присутствовать. Вот это, на самом деле, сплошь и рядом. Налоговые органы, наверное, не совсем ознакомлены с действующим законодательством. В принципе, юрист или адвокат - большой разницы нет, если мы не говорим об уголовном производстве, судопроизводстве. Но, тем не менее, налоговые органы считают, что это не так.
Блокировка счетов
В налоговом кодексе прописаны случаи, в которых налоговый орган вправе блокировать операции. Иногда налоговый орган блокирует не все операции по расчётному счёту, а в размере определённой суммы. Когда речь идёт о недоплате какого-то налога или сбора, выставляется блокировка, которая носит обеспечительный характер, и она - на конкретную сумму. Это значит, что в течение определённого времени, пока эта задолженность не будет погашена, неснижаемый остаток на расчётном счёте блокируется на сумму, указанную в блокировке. Данные блокировки в основном на законных основаниях направляются в банк.
Случаи незаконных блокировок по данному основанию в основном связаны либо с техническими сбоями, когда налог оплачен, но не учтём. Учитывая, что сейчас налоговые органы очень автоматизированы, таких случаев все меньше и меньше. В основном решение о приостановлении операций по счёту вынесено налоговым органом, а в этот момент, например, налогоплательщик производит оплату налога. Естественно, получается небольшой временной коридор: решение уже вынесено, оплата поступила, потом требуется время на отзыв этого решения. Но при оперативном, грамотном бухгалтере это решается достаточно быстро, налоговые органы оперативно реагирует на сообщение о том, что налог уплачен, задолженности нет, отзовите решение.
Не так обстоят дела с иными приостановлениями. В налоговом кодексе прописаны основания, по которым операции по расчётному счёту могут быть приостановлены решением налогового органа. Это непредоставление в срок налоговой отчётности, причём, хочу отметить, что за несвоевременное предоставление или непредоставление бухгалтерской отчётности налоговый орган счета блокировать не имеет права.
С введением электронного документооборота между налоговым органом и налогоплательщиками ввели пункт - если своевременно не отправили в налоговый орган по электронным каналам связи отметку о том, что получено то или иное требование из налогового органа. Требование поступает по электронным каналам связи, в течение определённого времени вы должны его принять, причём это обязанность налогоплательщика. И дальше у вас уже есть время на ответ по этому требованию.
На практике, если мы говорим о незаконных действиях налоговых органов, то в этом случае мы сталкиваемся с тем, что, например, вы отправили квитанции о приёме, требования приняли, ответили на него, тем не менее, налоговый орган блокирует, приостанавливает операции.
Начинаем разбираться, почему. А вот опять же, ваши контрагенты. У ваших контрагентов существуют налоговые разрывы. Это в основном касается НДС. У них разрывы, мы вам не разблокируем расчётный счёт, не отменим наше решение, пока вы не доплатите нам налог. Снимайте вычеты по этим контрагентам, мы вам тогда отменим решение. Мы понимаем, что это, конечно, незаконно, нигде в налоговом законодательстве у нас не прописано, что в случае, если поставщик моего поставщика не сдал, например, декларацию или сдал декларацию, но не оплатил налог, что я обязана вносить изменения в свою налоговую декларацию.
Мы понимаем, что таким образом просто идёт такое выкручивания рук предпринимателям.
Александра Сергиенко, ведущая передачи "Легальный разговор" на Радио Медиаметрикс
Страница передачи на Радио Медиаметрикс