Найти тему
ActivityEdu

Авторы, которые меняют родительское сознание

Екатерина Мурашова

У Мурашовой есть удивительное свойство: она не поучает и очень редко начинает заголовки с любимого популярными психологами слова «как» («Как правильно делать то-то и то-то»). Вместо этого она рассказывает истории. Истории о людях и их трудностях, что она с родителями придумывала делать, и что из этого выходило. Или не выходило. Екатерина Мурашова не надевает на читателя розовые очки, зато настраивает на позитивный лад – деятельно и оптимистично. 

Книги: их много, не только non-fiction, но и художественных. Для первого знакомства подойдут «Ваш непонятный ребенок», «Лечить или любить», «Все мы родом из детства». 

Людмила Петрановская

Ее книги не только полезно, но и приятно читать. По первому образованию Петрановская – филолог. Обратить внимание на автора стоит прежде всего тем, кому нужен совет, что делать в трудных ситуациях. Аргументы почему надо поступать именно так, а не иначе, прилагаются.  

Книги: книг несколько, но «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно» – касаются каждого родителя. 

Ирина Млодик

Млодик сделала уникальный для этого жанра акцент на проблемах, характерных именно для российских семей. Она не просто описала присущие только нам детско-родительские проблемы (инверсию ролей в ячейке общества, например), а еще и предположила, как история страны – война, репрессии, советская идеология - сделала эти проблемы массовыми. 

Книги: читать можно все, но начните с этих: «Современные дети и их несовременные родители» или «Метаморфозы родительской любви». 

Елена Макарова

Первые книги Макаровой были опубликованы еще в конце 80-х годов, сейчас они часто переиздаются. Пишет она про искусствотерапию, про то, как рисовала и лепила с детьми, не диктуя условий, не критикуя, а включаясь на равных. Макарова наглядно демонстрирует, как не задавить в ребенке художника. И может быть даже, как снова открыть в себе удовольствие от творчества (если художника когда-то задавили в вас).

Книги: прочитайте «Освободите слона» или «В начале было детство», и ваш взгляд на уроки и кружки рисования никогда не будет прежним. А еще вы по-новому посмотрите на рисунки и поделки своего ребенка. 

Вивиан Пейли

Пейли не просто много лет работала учителем-воспитателем, а еще и создавала свой уникальный психолого-педагогический метод. Каждый день она просила детей придумывать сказки, а потом все вместе они разыгрывали их в самодеятельном театре. В результате в группе складывалась общая культура взаимодействия, которая способствовала социализации детей, даже самых проблемных. 

Книги: в России вышла всего одна книга этого автора – «Мальчик, который хотел быть вертолетом». Но ее достаточно, чтобы в вашей жизни началась новая эпоха взаимодействия с детьми.

Татьяна Бабушкина

Бабушкина была одним из лидеров «клубной педагогики», популярной в 70-е годы, и снова набирающей популярность. Если вы чувствуете, что стали слишком взрослыми и подрастеряли свежесть детского восприятия мира – этот автор для вас.

Книги: «Что хранится в карманах детства». Этот сборник публикаций и интервью Татьяны Бабушкиной – прививка от взрослости в плохом смысле. 

Адель Фабер и Элейн Мазлиш

Классики психологии, специалисты по коммуникациям в семье. Идеи, которые они исповедуют (активное слушание, признание эмоций детей), вы встречали в книгах Юлии Гиппенрейтер, без которой не обходится ни один «топ-лист психологических бестселлеров» (и наш тоже не обошелся). Однако Фабер и Мазлиш уникальны в подаче информации: они словно погружают вас в атмосферу своих семинаров-тренингов, которые не выглядят как поучения и не вызывают отторжения.

Книги: для родителей школьников, а также преподавателей всегда актуальна книга «Как говорить, чтобы дети учились». Мамам и папам с двумя и более детьми пригодится «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно». «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» - универсальный набор практических приемов для всех. 

Каролин Эльячефф

Когда французские доктора не знали, чем еще помочь болеющим младенцам из дома ребенка, они приглашали психоаналитиков. И, удивительное дело, детям, которые и речь-то еще вроде бы воспринимали как шум, становилось лучше. Одним из психоаналитиков того проекта была Каролин Эльячефф. После ее книги ваше отношение к каждому произнесенному слову станет совсем другим. 

Книги: «Затаенная боль. Дневник психоаналитика». Именно про нее одна психоаналитик сказала: “Если бы я могла посоветовать всего одну книгу для родителей, то выбрала бы эту”. 

Карен Прайор

Психологи-бихевиористы называют ее своей, хотя по профессии она биолог. Прайор пишет о том, что умной дрессировке поддаются и звери, и люди. Главное осознанно выбирать стимулы, которые приведут к желаемой реакции. 

Книги: в США Прайор больше знают по книге «Кормите ребенка грудью», но для россиян она автор замечательной «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя» – веселой, доброй и работающей книги про то, что мы все воспитываем друг друга.

Юлия Гиппенрейтер

Самые известные ее книги посвящены общению родителей и детей, а самый известный из приемов общения, который она объясняет, – активное слушание. Тему общения Гиппенрейтер развила во всех направлениях, придумав и выпустив даже настольные игры для детей и взрослых и пособия по развитию речи детей.

Книги: «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», «Счастливый ребенок. Новые вопросы и новые ответы». Эти книги переиздавались так часто, что какие-то из них (или других этого автора) есть в любой районной библиотеке.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.