Найти тему
ActivityEdu

Организационно-нормативная документация воспитателя или педагога

Хайлова Е.Г., 
ведущий научный сотрудник ФИРО, Москва

В данной статье обращение к наиболее существенной проблематике дошкольных образовательных организаций представляется необходимым фактором для пересмотра отношения педагогических работников к вопросу о разработке нормативно-правовой документации в связи с тем, что появилось новое законодательство. Увеличение количества отчетных документов, которые должен предоставлять педагог образовательной организации, явилось предметом для обсуждения на Всероссийском совещании «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы», состоявшемся в Москве 29 сентября 2017 года. В соответствии с законом Российской Федерации число ведомостей учебно-методической документации значительно выросло по причине включения в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обязательной разработки рабочей программы каждым воспитателем и педагогом ДОО. 

Сразу следует уточнить, что, по существу, изменения в законодательстве в области дошкольной образовательной сферы коснулись не только радикальных нововведений в документах федерального значения (закон, образовательные стандарты). Принципиально улучшилась ситуация в нормативном обеспечении региональных (муниципальных) образований, которые получили право самостоятельно готовить письма, положения, распоряжения, направленные на улучшение качества муниципальных услуг. Известно ли участникам образовательных отношений, что в соответствии с административным регламентом они имеют право на получение информации обо всех видах программ и планирований образовательной деятельности, которые реализуются в конкретной образовательной организации? 

В деталях не имеет смысла обсуждать несогласие участников встречи (Всероссийское совещание работников дошкольного образования) по поводу того или иного бумажного или электронного носителя информации, который должен быть предоставлен для открытого доступа школой или детским садом. Еще в 2016 году появилось Письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 мая 2016 г. № НТ-664/08/269 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей». (Поскольку с 2013 года сотрудники дошкольных образовательных организаций, как и обучающиеся в ней дети, являются напрямую имеющими отношение к уровню общего образования (школе), в качестве первого уровня образовательной системы «детский сад - школа», то сообщение о вреде, наносимом и без того слабому здоровью педагогических работников, вызвало живой интерес.)

Что обозначено в документе о предоставлении отчетной документации

В нескольких словах остановимся на самом главном. В нормативном документе о предоставлении отчетной документации педагогическими работниками обозначены - основная образовательная программа, рабочие программы, оценочные и методические материалы, список учебников и учебных пособий, документы, отражающие осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и другие административные документы. Там же уточнено требование о документации, размещающейся на сайте образовательной организации. 

Как показали результаты обсуждения, наиболее острым предметом разговора стал вопрос о разработке примерной рабочей программы педагога. В статье 48 «Обязанность и ответственность педагогических работников» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогам вменяется вести образовательную деятельность на основании утвержденной рабочей программы. Но данный нормативный документ, как и все другие, не дает ответа на   самый главный вопрос. Какими нормами и правилами должен руководствоваться воспитатель детского сада при составлении своей Рабочей программы?

Среди многочисленных предложений на запрос, сделанный в поисковой системе Интернета, чрезвычайно «аргументированной» была представлена разработка Рабочей программы, в которой данное понятие дословно обозначено следующим текстом: «Рабочая программа по предмету, согласно статье 32 Закона РФ «Об образовании» - это нормативный документ, обязатель­ный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализа­ции требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования и уровня подготовки обу­чающихся по конкретному предмету учебного плана, курса внеурочной деятельности ОУ. Рабочая про­грамма реализует планируемые результаты основной образовательной программы ОУ».

Более детальная проработка данного вопроса показала, что подробная информация о Рабочей программе должна содержаться в Положении о рабочей программе (далее – Положение или Положение   о РП). Положение создается в образовательной организации и предоставляет полное описание, что такое Рабочая программа.  

Что должно входить в Положение о рабочей программе

Что обязательно должно войти в Положение, как организационно-правовой документ? В каждом разделе Положения должны быть пункты, в которых раскрывается, какие действия выполняет каждый участник образовательных отношений и как они связаны с реализацией требований ФГОС ДО:

1) В Положение о рабочей программе обязательно должны войти перечни нормативных документов, которыми будут вооружены педагоги при ее составлении. 

Например, может быть дана ссылка на статью (статьи) федерального закона, в соответствии с которым разрабатывается Рабочая программа. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» несколько статей раскрывают значение рабочей программы для образовательной деятельности взрослого с детьми, как нормативно-правового документа. В качестве организационной модели, рабочая программа является установочным документом. Он необходим в целях управленческого хода по созданию в образовательной организации общего целесообразного процесса воспитания и обучения, направленного на получение обучающимися знаний, умений, навыков, присвоения системы ценностей и обретения опыта и компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития.

Обязательно в общих условиях Положения о РП должен быть упомянут федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Этот нормативный документ представляет собой не только совокупность требований к дошкольному образованию, но и служит для разработки содержания и организации образовательной деятельности на данном уровне общего образования. Основное предназначение ФГОС ДО – это требования к разработке образовательной программы.

Еще один ведущий документ дошкольной образовательной организации – это ее образовательная программа. В Положение о РП должен войти перечень с названием (названиями) комплексных (авторских) программ, которые использовались при ее разработке.

В Положении обязательно должна быть ссылка на текст гигиенических требований к образовательному процессу в детском саду, а именно: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» изменения от 20.07.2015 № 28

Существует еще ряд нормативных документов, на которые ссылаются разработчики Положения о РП:

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908);

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования»;

- Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;

- Письмо Министерства образования и науки России от 27.09.2012 № 08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2014 года № 08-1947 «Об оказании платных дополнительных услуг в дошкольном образовании»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года № 08-2170 «О методических рекомендациях».

Кроме нормативно-правовых документов федерального уровня, в Положении может быть включено указание на распоряжения, приказы, отданные на региональном (муниципальном) уровне. 

Еще ссылка на документы регионального значения необходима в Положении о РП по следующим причинам. Например, если рабочая программа педагога разрабатывается для группы, в которую ходит ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Другой вариант: в ДОО функционирует группа, в которой работает данный сотрудник, обозначенная в Уставе ДОО, как группа компенсирующей направленности. Тогда в Положение о РП нужно внести список необходимых нормативно-правовых документов, относящихся к реализации программных требований к образованию лиц с ОВЗ.

2) Подготовленное в образовательной организации Положение о РП может раскрывать особенности этого документа и его отличия от образовательной программы. Скажем, рабочая программа входит в состав образовательной программы, которая является учебно-методической документацией на всех уровнях образования. Рабочая программа разрабатывается для конкретной группы обучающихся, но также представляет собой совокупность основных требований к реализации образовательного процесса – объем, содержание, планируемые результаты. Поэтому в Положении должно быть прописано, какие основные признаки будут характеризовать рабочую программу. Например, указание на определенный возраст воспитанников.

3) Как уже было сказано выше, рабочая программа тесно связана с исполнением требований федеральных государственных образовательных стандартов. Рабочая программа служит уточнением ФГОС ДО, поскольку в ней могут содержаться указания на ресурсы методического, информационного, технического оснащения образовательного процесса, диагностические материалы, может передаваться оригинальность, непохожесть характера построения образовательной деятельности. В Положение может войти пункт, в котором будет раскрыто значение рабочей программы, как специального средства педагога, при помощи которого будут устанавливаться самые лучшие и значимые для его группы обучающихся содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса, направленного на достижение целевых ориентиров ФГОС ДО. Участие в разработке Рабочей программы может предоставлять право каждому педагогу вносить изменения и дополнения в содержание, объем, планируемые результаты относительно каждой образовательной области ФГОС ДО; предлагать режим дня в соответствии с особенностями детей группы (не противоречащий требованиям СанПиН); собственные методики развития и обучения.

4) В Положение должны быть заложены основные принципы, в соответствии с которыми организуется образовательный процесс в данном учреждении и которыми должен руководствоваться педагог при разработке Рабочей программы. Например, основными принципами дошкольного образования.

5) Кроме того, в Положении должен быть раскрыт ряд насущных вопросов. Рабочая программа должна создаваться с помощью примерных (типовых) образовательных программ или педагог будет опираться на парциальные программы? Сколько Рабочих программ должно быть в конкретной образовательной организации? Будут готовить Рабочие программы педагоги дополнительного образования и специалисты (по физической культуре, по музыкальному развитию, по изобразительной деятельности)? Будут учитываться в Рабочих программах особенности взаимодействия с родителями (законными представителями обучающихся)? На какой период времени будут рассчитана каждая образовательная программа или у них будет общий период действия, какой по протяженности?

6) В Положении о РП следует уточнить основные факторы риска, которые существенно могут повлиять на реализацию рабочей программы:

  • целевые ориентиры на разных этапах раннего и дошкольного детства;
  • показатели здоровья детей в образовательной организации;
  • обеспечение личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия педагога с детьми;
  • пересмотр отношения к основным видам деятельности взрослого с детьми;
  • состояние материально-технического и финансового обеспечения образовательного учреждения, 
  • степень удовлетворенности требованиями к развивающей предметно-пространственной среде группы.

7) Обязательно в Положение должно быть включено указание на то, как будет осуществляться утверждение рабочих программ. Какой период времени дается на предоставление к рассмотрению, на доработку, на окончательное согласование с руководством рабочей программы и т.п.?

8) Положение обязательно содержит перечень технических характеристик по написанию рабочей программы (оформление титула, оглавления, выбор шрифта и т.д.).

Но в Положении о рабочей программе также детально должны быть проработаны еще ряд пунктов. Например, как будет согласовываться рабочая программа и какие требования к ее утверждению являются основополагающими? Где и в каком виде (на бумажном носителе или в электронной версии) будет содержаться рабочая программа? Как будет корректироваться рабочая программа? Какой специальной литературой и другими информационно-коммуникативными технологиями будет пользоваться педагог в соответствии со своей рабочей программой?

Эти и другие вышеперечисленные трудности, с которыми чаще всего сталкиваются педагоги при разработке рабочих программ, должны обязательно регламентироваться и приниматься организационно-правовой деятельностью руководителя образовательного учреждения.  Максимально точно и уверенно прописанные пункты Положения о рабочей программе воспитателя или педагога является залогом дальнейшей эффективной работы по составлению отчетной документации.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.