Найти тему

Впервые в истории! Саудовская Аравия возводит небоскреб выше километра!

В последние 2–3 десятилетия в мире наблюдается значительное увеличение количества сверхнебоскребов. Тремя самыми высокими зданиями на сегодня являются «Бурдж-Халифа» в Объединенных Арабских Эмиратах (828 м), «Шанхайская башня» в Китае (632 м) и «Королевская часовая башня» в Саудовской Аравии (601 м). Eсли бы речь шла о самых высоких отдельно стоящих сооружениях, то после «Бурдж-Халифы» были бы 646-метровая радиовышка в польской столице и 634-метровая телебашня в столице Японии.

Таким образом, самое высокое здание и сооружение в мире, имеющее высоту 828 м, находится в ОАЭ. При этом считается, что технически возможно построить здание высотой даже более полутора километров с использованием известных технологий. Более того, вполне вероятно, что и это не предел, если найдутся новые решения. Вопрос лишь в том, насколько это экономически оправданно. Однако соревнование между разбогатевшими на нефти странами Аравийского полуострова уже началось, и остановиться они пока не могут.

Королевство Саудовская Аравия хочет обогнать Объединенные Арабские Эмираты и возводит башню, которая будет не ниже 1 007 м (хотя точная высота пока скрывается, чтобы была возможность обогнать в этом отношении конкурентов на финальных стадиях). Этот небоскреб, известный как «Королевская башня» или башня «Джидда», строится в пустыне на берегу Красного моря в 32 км к северу от г. Джидды. Скорее всего это будет первое здание и сооружение в истории выше 1 км.

На этот проект запланировано потратить 1,23 млрд долларов. Башня станет центром нового района г. Джидды, в который войдут объекты элитного жилья, отели и бизнес-центры.

Поперечное сечение небоскреба, как и в случае с башней «Бурдж-Халифа», является Y-образным, то есть имеет центральное ядро жесткости (в данном случае треугольное) и три крыла (одно из которых указывает в сторону Мекки). Три лопасти, прочно соединенные друг с другом и с ядром через общий железобетонный каркас, идеально подходят для размещения в них офисных и жилых помещений с обзорными окнами, а их концы создают аэродинамические условия, помогающие разбивать ветровые потоки и уменьшать их воздействие. Все это значительно повышает устойчивость здания.

Крылья сужаются с высотой не ступенчато, как у «Бурдж-Халифы», а постепенно, но с разной скоростью, то есть они будут заканчиваться на разной высоте. В результате небоскреб издалека будет напоминать мощный остроконечный росток, в верхней части которого уже начали разделяться листья, что будет символизировать рост и развитие Саудовской Аравии. Выше останется только ядро, переходящее в шпиль.

Фасад будет целиком покрыт тонированными стеклянными термопанелями, уменьшающими нагревание внутренних помещений от солнца и снижающими затраты на кондиционирование.

У подножия небоскреба будет располагаться подиум из нескольких этажей и четырех подземных уровней. В надфундаментной части самой башни будет предположительно от 200 до 252 этажей (вместе с техническими уровнями шпиля), но только 157 или 158 из них будут заняты людьми. Там разместятся торговые центры, офисы, элитные квартиры, отель, сверхдорогой пентхаус.

Кроме того, на уровне 157-го этажа будет располагаться полукруглая смотровая площадка диаметром 30 м, выступающая из здания в сторону Красного моря.

Основные инженерные изыскания для строительства башни «Джидда» были проведены уже в 2008 году. Было выявлено, что разрез площадки – горизонтально-слоистый, сложенный слабыми и очень слабыми дисперсными и скальными породами. При этом разрез является сложным и высокоизменчивым по глубине. Граница достаточно твердых пород проходит на глубине 122 м. Грунтовые воды залегают близко к поверхности и по составу сходны с водой Красного моря.

В 2011 году была закончена работа над проектами фундамента и самой башни. С 2012 по 2014 год велось строительство запроектированной свайно-плитной фундаментной системы, достигшей глубины 110 м от поверхности земли. В 2014 году началось строительство надфундаментной части здания. К концу февраля 2018 года было построено 65 этажей.

Предусмотрен максимально жесткий каркас здания, чтобы раскачивание от ветра было минимальным и не вызывало тошноты у людей на верхних этажах. Для строительства используется высокопрочная арматурная сталь и особо прочный бетон, толщина которого в определенных местах ядра жесткости доходит до нескольких метров. То есть прочность каркаса рассчитана на то, что не будет катастрофического разрушения башни даже в случае террористического нападения на нее с воздуха.

Небоскреб изначально планировали построить к 2019–2020 году, однако развитие проекта не раз тормозилось из-за проблем с финансированием в результате падения цен на нефть, серии проверок после обрушения строительного крана на мечеть Аль-Харам в Мекке и даже из-за обвинений в коррупции отвечавших за инвестирование лиц.

Существует мнение, что при таких темпах башню «Джидда» вряд ли закончат возводить раньше 2022 года. И только время покажет, успеет ли она стать самым высоким зданием и сооружением в мире.

Чтобы узнать более подробную информацию об этом проекте и инженерных изысканиях для него, читайте бесплатный материал в электронном журнале «Геоинфо».