Найти тему
РЖД - 2018

Поезд верности

Формально это означает, что каждого кассира, продающего билет в купейный или спальный вагон любого направления, обяжут спрашивать: желаете ли вы ехать в вагоне для мужчин (женщин) или вам все равно. Если все равно - продадут смешанный.

По одной из версий, нововведение - как бы удобно оно ни было - может вызвать очереди у касс, если каждый покупатель билета начнет долго и натужно размышлять, какое купе ему больше по душе. Руководство ОЖД, правда, заверило нас, что у каждой кассы будет вывешено соответствующее объявление. И вообще - те, кто часто ездит, уже в курсе нововведения.

Напомним, что первые раздельные купе появились в российских поездах в январе этого года. Восемь поездов взяли на себя исполнение пилотного проекта. Это были два вагона (один СВ и один - купе) поезда Москва - Петербург и обратно (номера соответственно 3 и 4). Плюс - по два вагона поездов Москва - Самара (9/10), Москва - Казань (2/1), Петербург - Горький (60/59), Москва - Воронеж (25/26), Москва - Белгород (71/72), Москва - Ростов (20/19), Москва - Брянск (100/99). Все эти поезда были фирменными, то есть билеты в них стоили дороже, чем в обычных поездах. Как сообщала Октябрьская дорога, за две недели только на московско-питерском направлении этой услугой воспользовались 337 (из 504) пассажиров спального вагона и 975 (из 1008) - вагона купейного.

Как отмечали железнодорожники, мужских купе было больше, чем женских (по статистике, купейный вагон делится так: 6 купе из девяти оказываются мужскими, 1,5 - женскими и столько же - смешанными).

В марте я тоже ездила в Москву и решила попробовать новую услугу. Поезд No 4 уходит в Москву, как и положено, около полуночи. В кассе мне ни словом не обмолвились о том, что можно попросить раздельное купе, хотя билет я брала за три недели. Пришлось спросить.

- Да-да, это у нас 12-й вагон, - вспомнила кассирша, - в самой середине состава, удобно. Из девяти купе у нас уже набрано два мужских, и одна женщина есть, которая попросилась в женское. Тех, кто говорит, что им все равно, мы пока оформляем в другие вагоны. Но таких - большинство. Понимаете, еще несколько дней - и мы начнем продавать им билеты в этот же вагон, но в смешанные купе.

- А сколько стоит такая услуга? - вспомнила я.

- Бесплатно, - порадовала кассирша.

Билет, купленный в раздельное купе, штампуется буквой: М, Ж или С. На мониторе у кассира, где обозначена схема вагона, такая буква появляется тоже. У тех, кто берет билет незадолго до отъезда, шансы попасть в "свое" купе, особенно на нижнюю полку, невелики. Приходится выбирать, какой комфорт важнее.

Проводники из вагонов, участвовавших в эксперименте, выявили только одну закономерность: мужчины в отдельном купе чай пьют одновременно, а женщины - вразнобой. "Конечно, нам проще с таким нововведением, - отметили они. - Раньше ведь каждый рейс начинался с того, что кого-то по его просьбе приходится пересаживать в другое купе. Ну, и сейчас тоже, но редко".

Опрос граждан, кому какое купе - однополое или смешанное - ближе и почему, дал такие результаты. Аргументы "за":

- Буду ездить только в женских купе. Терпеть не могу мужской храп и мужские носки, - заявила одна женщина.

- Если поеду с дочкой, выберу женское, она стесняется незнакомых мужиков, - сообщила другая.

- В жару я буду ездить только в женском купе, а зимой - все равно в каком, - пояснила зависимость выбора от температуры за бортом третья.

- В мужском купе не надо уступать нижнюю полку, выбирать выражения и выходить в коридор во время получасовых переодеваний, - объяснили преимущества мужских купе мужчины.

Аргументы "против" однополых поездок пришлось услышать в основном от мужчин:

- Из четверых мужчин в купе один неминуемо окажется пьяницей, втянет в попойку остальных, и придется весь вечер слушать пьяные разговоры вместо того, чтобы спокойно отдохнуть.

Впрочем, значительная часть опрошенных нами собирались пользоваться бюджетным плацкартом, в котором никаких однополых разделений не предусмотрено.

Кстати, в Белоруссии и на Украине раздельные купе ввели еще несколько лет назад.