Автоматизированная розничная торговля - одна из самых быстро развивающийся отраслей в Китае. Количество новых открывающихся "беспилотных магазинов" растет, как грибы после дождя.
На данный момент, рынок онлайн и оффлайн розничной торговли в Китае находится в подвешенном состоянии. С одной стороны интернет торговля стремительно развивалась с 2011 года, особенно в период с 2014 по 2016 год, когда темпы роста розничных продаж в интернете сохранялись выше 20%. С другой стороны, в последние годы темпы роста онлайн-продаж заметно упали и специалисты не предвещают им в обозримом будущем огромный рост. Все показатели как бы намекают нам на то, что все существующие модели e-commerce раскрыли свой потенциал, нужен новый драйвер роста. Им может стать автономные "беспилотные магазины", смесь онлайн и офлайн ритейла, нечто подобное есть у Амазон.
По прогнозам, "беспилотные магазины" будут продолжать развиваться
За последние два года автономные "беспилотные магазины" показали неплохие результаты :
- Cогласно исследованиям iResearch, к концу ноября 2017 года в Китае было открыто около 200 "беспилотных магазинов".
- В 2016 г.общий объем рынка беспилотных магазинов составлял 40 млн. юаней(курс 1 юань/9.92 рублей).
- Общее количество пользователей беспилотных магазинов в 2017 году составило 5 млн.
- Выручка за 2017 составила 39 млрд. юаней.
- Прогнозы обещают, что к 2020 году капитализация рынка увеличется до 3,3 млрд. юаней.
- Прогнозируемое кол-во пользователей на 2020 г. 85 млн.человек.
Целевая Аудитория
Основная ЦА таких "беспилотных розничных магазинов" (на 2017 год) :
- 68% - мужчины, 32% - женщины.
- 67,3% - пользователи в возрасте 31-40 лет.
- География магазинов : Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь.
Необходимые технологии для "беспилотных магазинов"
1. Машинное зрение
Машинное зрение использует камеры и компьютеры для распознавания лиц и действий. Точно так же, как продавец в обычном магазине, машинное зрение может распознавать процесс приема товаров и их возврата.
2. Идентификация радиочастоты (RFID)
RFID использует электромагнитное поле для автоматической идентификации и отслеживания меток элементов. Он используется беспилотными магазинами для повышения эффективности идентификации товаров и расчетных услуг.
3. Двумерный код
Двумерный код обеспечивает хранение информации как по горизонтальной, так и по вертикальной осям. Наиболее часто используются методики сканирования и разрешения оплаты с помощью смартфона.
Почему беспилотные магазины имеют огромный потенциал в Китае
1. Низкая себестоимость труда и аренды.
Минимальные эксплуатационные расходы. Из-за старения населения стоимость рабочей силы в Китае постоянно растет, дешевая рабочая сила становится все более дефицитной. Еще одним недостатком для традиционных оффлайн-магазинов является высокая арендная плата, особенно в крупных городах. Поскольку беспилотные магазины не имеют при магазине штатного персонала и не занимают много место, издержки можно направить на уменьшение стоимости продуктов и дальнейшей модернизации технологий.
2. Лучший покупательский опыт.
Совершенствование покупательского опыта является самой важной целью беспилотных магазинов. Для большинства потребителей длинные очереди и переполненные кассы формируют негативный опыт покупок. Беспилотные магазины дают возможность потратить минимум времени на очередь и оплату. Таким образом, они могут предоставить лучший опыт, по сравнению с традиционными магазинами.
3. Высокая популярность мобильных платежей.
В Китае мобильные платежи являются основным способом оплаты. В 2016 году доля мобильных платежей третьим организациям превысила 70%. В 2017 году доля мобильных платежей достигла 78,5%. Популярность мобильных платежей помогает развиваться "беспилотным магазинам" за счет цифровых операций оффлайн-магазинов.
4. Опыт передовых технологий.
"Беспилотные магазины" используют "ИИ" технологии для определение лиц и товаров, которые пользователи хотят приобрести. Такая технология полезна для сбора более точных данных и анализа поведения клиентов.
5. Безопасность
Многие такие "беспилотные магазины" требуют верификации вашего лица перед тем как начать совершать покупки. Далее вы должны отсканировать специальный кр код при помощи вашего WeChat аккаунта, что в дальнейшем открывает вам виртуальный доступ к магазину, тем самым вы получаете пропуск на вход. Теперь в следующий раз, когда вам ночью захочется купить печенки, просто нужно будет отсканировать со своего телефона специальный кр код, установленный на замке двери магазина. Согласно исследованиям компании BingoBox за 10 месяцев существования таких магазинов не было совершенно ни одной кражи.
Наличие некоторых проблем для развития беспилотных магазинов
Несмотря на то, что "беспилотные магазины" существуют и совершенствуются в Китае уже несколько лет, им все еще нужно преодолеть некоторые ограничивающие факторы. Основные ограничения касаются трех аспектов:
- Небольшое пространство
Большинство беспилотных магазинов имеют ограниченную торговую площадь, в сравнении с традиционными магазинами, откуда вытекает 2 основные проблемы: небольшой ассортимент продукции и ограниченное количество клиентов.
2. Контроль затрат
Некоторые технологии, используемые беспилотными магазинами, все еще несовершенны, поэтому беспилотные магазины должны тратить больше средств на их совершенствование. Кроме того, магазины должны платить больше за техническое обслуживание оборудования, так как отсутствует техперсонал.
3. Плохое обслуживание
Как правило, в беспилотных магазинах нет сотрудников, что может привести к отсутствию привычных для пользователя услуг.
Китайские потребители испытывают как восхищение, так и сомнение по поводу беспилотных магазинов
Согласно обсуждениям в китайских социальных сетях, таких как Zhihu, Weibo и WeChat, существует три актуальные темы, касающиеся беспилотных магазинов:
- Покупательский опыт
25% обсуждений беспилотных магазинов в социальных сетях посвящено покупательскому опыту. Большинство пользователей привлекает интеллектуальная технология, которая дарит ощущение жизни в будущем, но пользователи сети разочарованы неспособностью найти необходимые товары.
- Влияние беспилотных магазинов на оффлайн-торговлю
45% комментариев касаются влияния беспилотных магазинов. С одной стороны, беспилотные магазины обеспечивают преобразование традиционных розничных магазинов, с другой стороны, беспилотные магазины ставят вопросы о возможной безработице в розничной торговле.
- Возможное развитие беспилотных магазинов в Китае
30% обсуждений в социальных сетях составляют темы о трендах направления развития. Во-первых, пользователи сети предсказывают, что в будущем беспилотные магазины будут умнее. Во-вторых, беспилотные магазины станут важным дополнением для традиционных розничных магазинов.