Еще одна загадка алхимии связана с легендарным монахом по имени Василий Валентин. В какое время он жил (и жил ли вообще), сейчас установить невозможно, но долгое время в соответствии с наиболее распространенной версией считалось, что в XV в.
Ему традиционно приписывается ряд алхимических трактатов, весьма популярных среди приверженцев алхимического искусства. Самые известные его произведения: «Триумфальная колесница антимония» (лат. «Currus Triumphalis Antimonii»), «Двенадцать ключей мудрости» (лат. «Liber duodecim Clavium»), «О великом камне древних мудрецов» (лат. «De magno lapide antiquorum Sapientum»). Его имя часто упоминается в алхимических трактатах, известны многочисленные комментарии к его книгам. Наиболее вероятно, что подлинным автором сочинений, приписываемых Василию Валентину, был издатель его трактатов Иоганн Тельде, который предположительно родился в Майнце в 1394 г.
Есть, правда, свидетельства, что в эрфуртском монастыре некогда был монах-бенедиктинец Василий, просвещенный в алхимии. После смерти в вещах этого монаха было найдено порошкообразное золото и сочинения по алхимии. Так что идентифицировать личность Василия Валентина с полной уверенностью не представляется возможным.
Открытия Василия Валентина трудно переоценить. Он первым описал сурьму, ее реакции, соединения и способ получения. В трактатах Василия Валентина, а потом и в книгах других алхимиков сурьма именовалась антимонием. Василий Валентин приводит объяснение происхождения этого слова. В соответствии с ним, сурьмой (точнее говоря, как мы понимаем, ее соединениями), якобы, отравились монахи, поэтому появилось слово «antimonachium», т. е. «против монахов». Стоит, правда, отметить, что эта версия заслуживает доверия не более, чем биография самого легендарного первооткрывателя сурьмы. Как бы то ни было, с тех пор этим словом называется сурьма во многих языках мира, например, в английском (antimony).
Пространные рассуждения Василия Валентина посвящены витриолу. В алхимических трактатах отмечено немало значений этого слова. В практическо-предметном смысле «витриол» чаще всего – это медный или железный купорос. Витриолы вообще – это сульфаты металлов. У Василия Валентина витриол – не просто название конкретного вещества, но также символ пути к обретению тайн алхимии – вероятно, как в практическом, так и духовно-мистическом смыслах. Именно этому философу приписывается формула, ставшая впоследствии столь распространенной в алхимии: Visita Interiora Terrae, Rectificando Invenies Occultum Lapidem, Veram Medicinam («Посети внутренние земли, очищением обретешь тайный камень, истинный медикамент»). Из первых букв этих слов образуется слово VITRIOLVM – ВИТРИОЛ.
В трактатах Василия Валентина представлено единство практической и духовной составляющих алхимического искусства. Рассуждая о триаде духа, души и тела и о пути к совершенству, он в книге «О тайной философии» пишет так: «Итак, далее я скажу, что существуют три вещи, изначально созданные совершенными, это есть душа, дух и тело; душа духовна, дух сам по себе является духовным, и тело тоже должно стать духовным – и тогда должна последовать другая духовная, истинная жизнь».
Василий Валентин повествует о том, что следует сделать, чтобы получить философский камень, и как производить превращение металлов: «Итак, если ты хочешь изменить металлы, умножить и довести до тинктуры или Философского Камня, то знай, нужно сначала при помощи спагирического Искусства разрушить металлическую и минеральную форму, уничтожить, растворить и разделить на Меркурий, Сульфур и Соль. Все трое должны быть полностью разделены и быть полностью чистыми».
«Василий Валентин» в переводе с греческого означает «могущественный царь», и авторитет этого автора в алхимии вполне соответствует псевдониму.
Только оригинальные материалы. © Автор публикаций исследователь истории и философии алхимии Ю. Ф. Родиченков.
Чем больше Вы читаете об алхимии, тем больше у Вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них Вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.