Глобальное агентство Transparency International подвело итоги очередного мирового исследования Индекса восприятия коррупции 2017 года.
Эксперты International Investment отмечают, что в индексе в качестве одного из факторов оценки уровня коррупции как один из факторов было учтена свобода слова в стране и отсутствие давления на СМИ.
Индекс охватывает 180 стран и территорий мира и анализирует уровень коррупции в государственном секторе в соответствии с оценками экспертов и бизнесменов. Для оценивания используется шкала от 0 до 100, где 0 – это «сильно коррумпированные» страны, а 100 – «очень чистые». В этом году аналитики обнаружили, что в более чем 2/3 стран мира уровень коррупции оценивается ниже 50 баллов, со средним показателем в 43 балла. По сравнению с предыдущими годами эта низкая оценка не является чем-то новым.
В исследовании 2017 года первое место рейтинга заняла Новая Зеландия с показателем восприятия коррупции в 89 баллов. На втором месте оказалась Дания с индексом 88 баллов. Самые низкие позиции в рейтинге заняли Сирия, Южный Судан и Сомали. Их показатели коррупции составили 14, 12 и 9 баллов соответственно.
Наиболее успешным регионом является Западная Европа со средним индексом 66 баллов. Худший результат показали регион стран Африки к югу от Сахары – средний балл здесь составил всего 32 единицы. По оценкам экспертов, средний индекс коррупции в Восточной Европе и Центральной Азии оказался одинаковым – по 34 балла в каждом регионе.
В своем отчете аналитики отмечают, что с 2012 года несколько стран смогли значительно улучшить показатели своих индексов, в том числе Кот-д'Ивуар, Сенегал и Великобритания, в то время как другие несколько стран показали понижение в рейтинге, включая Сирию, Йемен и Австралию.
Оценивая ситуацию с коррупцией в Европе и Центральной Азии, эксперты акцентируют внимание на том, что здесь необходимо добиваться большего участия гражданского общества в политической и экономической жизни государств. В 2017 году в Восточной и Юго-Восточной Европе вырос уровень авторитаризма, что стало препятствием в борьбе с коррупцией и угрозой гражданским свободам. По всему региону неправительственные организации (НПО) и независимые СМИ сталкивались с трудностями в возможности контролировать и критиковать лиц, принимающих решения. Например, в Польше государственные органы взяли на себя управление и распределение жизненно важных средств для неправительственных организаций. Аналогичным образом, в Румынии правительство выдвинуло законопроект, который налагает непропорциональные требования к отчетности для НПО. Кроме того, аналогичные законы, направленные на препятствование деятельности НПО, также принимались и в других странах региона.
Венгрия, где за последние 6 лет произошло снижение индекса на 10 пунктов, с 55 в 2012 году до 45 в 2017 году, является одним из наиболее тревожных примеров сокращения гражданского общества в Восточной Европе. Недавно в стране был разработан законопроект, который угрожает ограничить деятельность НПО и лишить их благотворительного статуса. Не меньшую тревогу вызывает и принятие правительством закона, который делит НПО на основе их финансовых структур и устанавливает обременительные требования в отношении отчетности. В результате более 20 НПО подали иски против правительства как в Конституционный Суд Венгрии, так и в Европейский Суд по правам человека.
Украина в 2017 году получила результат 30 баллов, в стране продолжаются нападения на антикоррупционных активистов, НПО и журналистов, разоблачающих коррупцию. Клеветнические кампании, незаконные проверки, судебные иски, преследования и избиения – все это инструменты, которые позволяет себе использовать могущественная элита против тех, кто ведет борьбу с коррупцией. В настоящее время организации, занимающиеся вопросами противодействия коррупции, вынуждены заполнять громоздкие формы электронного декларирования, что затрудняет повседневную деятельность. Несмотря на призывы положить конец этой практике, а также последующие обещания правительства, эти требования продолжают существовать. Инициативы по созданию независимого суда по борьбе с коррупцией также тормозятся, несмотря на давление со стороны международных партнеров.
В течение последних 19 месяцев Турция, получившая 40 баллов по индексу 2017 года, находилась в режиме чрезвычайного положения, которое приостанавливает разделение властей и устанавливает порядок принятия решений законодательным декретом. За это время около 120 000 государственных служащих и юристов лишились работы, что делает практически невозможным эффективное функционирование государственного сектора. По данным Transparency International Turkey более 40% государственных закупок не подпадают под действие закона О государственных закупках, а 28% из них не проводятся по открытыми тендерам. Кроме того, сократились права журналистов и организаций гражданского общества. Только за последний год были арестованы более 70 журналистов и активистов гражданского общества. Отсутствует прозрачность в бюджетных расходах, все государственные предприятия общей стоимостью более 40 миллиардов долларов США сосредоточены в турецком Фонде благосостояния, который за последние 2 года не опубликовал никаких отчетов о своей деятельности. Кроме того, фонд президента и премьер-министра, которые не имеют никаких обязательств по отчетам о своей деятельности, также увеличился почти на 800 млн. долл.
Италия с результатом 50 баллов улучшила свой показатель на 8 пунктов в 2017 по сравнению с 2012, однако, страна по-прежнему на 16 пунктов ниже среднего регионального уровня стран Западной Европы. Хотя коррупция остается серьезной проблемой в Италии, для борьбы с ней создаются институциональные и правовые структуры. Недавно были приняты 4 соответствующих закона, касающихся информирования, транспарентности, неправомерного влияния и борьбы с отмыванием денег.
Одна из наиболее тревожных ситуаций в Западной Европе сложилась в Финляндии. В новом рейтинге оценка Финляндии неожиданно упала на 4 пункта с 89 в 2016 году до 85 в 2017 году. Это можно объяснить пресечением государственных и частных интересов, когда должностные лица лоббируют интересы собственных компаний. При этом глава государства и премьер-министр не предоставляют обществу свои финансовые отчеты.
За предыдущие 6 лет Албания, набравшая 38 баллов согласно результатам последнего мониторинга, добилась некоторых улучшений, проведя первую в своем роде судебную реформу в регионе. Это явилось результатом усилий, прилагаемых страной для вступления в Европейский Союз.
В 2017 году Грузия, признанный экспертами лидер в борьбе с коррупцией среди постсоветских стран (не включая Балтийский регион), получила 56 баллов, что на 1 пункт меньше, чем в прошлом году.
Грузия пережила ряд важных юридических усовершенствований, включая введение декларирования активов и процедуру проверки публичных должностных лиц, кроме того, в государстве была усилена защита осведомителей.
Россия с показателем Индекса восприятия коррупции в 29 баллов находится на 135 месте из 180 стран мира. Аналитики отмечают низкие оценки усилий по борьбе с коррупцией и финансовой прозрачностью для большинства из 200 ведущих компаний России. Аналитики International Investment отмечают, что Грузии удалось обойти ряд европейских стран, в том числе Италию, Словакию, Хорватию, Грецию, Румынию, Черногорию. Также позиция Грузии в мировом рейтинге на целых 35 мест выше, чем позиция Турции.
Аналитики International Investment отмечают, что в рейтинге 2017 года Беларуси удалось обойти Болгарию на целых три позиции в мировом рейтинге.