Найти тему
В центре жизни

Мы все учились понемногу

Кто и почему радуется Дню знаний?

Я, честно, очень хотела написать сугубо позитивный текст. О чём угодно. Но пока я думала над темой, на которую я смогу написать что-то исключительно жизнеутверждающее, пришло первое сентября. Конечно же, среди моего круга общения масса детей школьного возраста (и их родителей), у меня самой сын в этом году пошел в девятый класс. Когда накануне Дня знаний и сразу после него я задавала своим знакомым школьникам вопрос, рады ли они началу учебного года, положительно мне ответили в основном те, кто идут в первый класс. Впрочем, один первоклассник сообщил, что не особенно рад, потому что у него есть старшие сестра и брат, которые всё ему про школу уже объяснили. Очень большая часть детей же более старшего возраста, к сожалению, началу учебного года, мягко говоря, радуется не очень бурно.

У меня есть друзья, которые прочитают этот текст и точно скажут мне, что их дети очень любят школу и первое сентября для них – действительно, праздник. Хочу сказать им: вам и вашим детям повезло, и это здорово, но я абсолютно уверена в том, что огромному количеству детей в нашей стране (за другие страны говорить не возьмусь, но похоже, что во многих из них картина иная, более позитивная) учёба в школе не доставляет никакого удовольствия. Если говорить точнее, то само по себе первое сентября, возможно, радует достаточно большое количество детей, но вот на постоянной основе ходить в школу мало кто любит. И это даже не вопрос моей личной уверенности, материалов в СМИ и в сети на тему нелюбви школьников, особенно подростков, к школе, более, чем достаточно.

Мой сын считает, что учёба в школе – это ужасно скучное и, по большей части, бессмысленное занятие. Мне часто приходится сталкиваться с точкой зрения, что это нормально, когда дети изначально учатся терпеть скуку и заниматься тем, что им не нравится. Безусловно, без элементов рутины не обходится, наверное, ни одно занятие на свете, и уметь делать то, что скучно, конечно же, надо. Вопрос в масштабе того, что приходится терпеть, какую долю нашего времени это занимает. Все мы знаем людей, которые занимаются всю жизнь тем, что не любят, и ходят на работу как на каторгу. Я об этом даже писала отдельный текст: https://zen.yandex.ru/media/id/5b65ef0a505f6500a95d50da/ofisnyi-zombi-vnutri-nas-5b785d7e41e72700aaaf0be5?from=channel

Не из детства ли растёт эта привычка терпеть, не предпринимая никаких шагов к тому, чтобы сделать свою жизнь более радостной и интересной, и, более того, даже не задумываясь о такой возможности? Скажу откровенно: меня ужасно расстраивает эта ситуация, когда с самого детства мой ребёнок приучается к тому, что значительную часть своей жизни он будет вынужден проводить в ситуации и обстановке, которые ему неприятны, заниматься тем, чем заниматься не нравится, что его жизнь, по большей части, должна представлять собой скучную и бессмысленную рутину.

Признаться честно, я и сама была не в восторге от школы, несмотря на то, что я училась в одной из лучших в нашем немаленьком городе, при этом никаких проблем ни с учёбой, ни со школьным общением у меня не было. До сих пор мне время от времени снится очень неприятный сон про то, что вдруг выяснилось, что я почему-то недоучилась в школе, пропустила целый год, и я вынуждена снова ходить в школу. Каждый раз просыпаюсь и радуюсь от души, что это просто сон. И это при том, что мне очень нравится учиться, узнавать что-то новое, и в университете я искренне кайфовала от процесса получения знаний. Мой сын, кстати, тоже отличается редкостной любознательностью и постоянно по собственной инициативе читает и смотрит что-то познавательное, а в период с двух лет и до самой школы его любимыми книгами были разного рода энциклопедии.

Возможно, это моя вина, что я не смогла до сих пор ни сама научиться, ни научить своего ребёнка любить «школьные годы чудесные». Впрочем, моё искреннее убеждение заключается в том, что не всегда можно усилием воли убедить себя в том, что тебе нравится то, что на самом деле не нравится.

За все те годы, что я хожу к своему ребёнку на родительские собрания в школу (а если точнее – в три разные школы), я не разу не слышала ни от учителей, ни от директора, ни от завучей про то, что одной из задач обучения является пробудить в детях интерес к каким-то сферам знаний. Вообще фраз, в которые органично было бы вписано слово с корнем «интерес», звучало немного, и относились они преимущественно не к учебному процессу, а к внеклассным мероприятиям. Зато сколько угодно каждый раз напоминаний о том, как невероятно важно сдать тот или иной экзамен, написать очередную контрольную или проверочную работу, количество которых, на мой взгляд, превосходит все разумные пределы и которые превращают жизнь детей в сплошной стресс.

Также крайне редко мне приходится слышать о таких вещах, как живые дискуссии в рамках школьного обучения на какие-то животрепещущие темы, командная работа (не для концертно-фестивальных программ, а именно в рамках учебы), возможность для проявления инициативы ребёнком по тем или иным вопросам. Нет, я сознаю, что во многих школах это есть. В нашей, в моём детстве, кстати, было, хотя и далеко не по всем предметам. Но ведь мало их, таких школ, ужасно мало. Их катастрофически не хватает не то, что на всех детей, но даже на тех, у кого изначально так называемая «высокая мотивация к обучению». Практически все мои знакомые, которые говорят, что их дети любят учиться, тут же добавляют: «Ну, у нас, правда, непростая школа». Так сколько же процентов от школ являются «непростыми»? И куда деваться тем, на кого таких школ не хватило, или их просто нет рядом?

Как всегда, у меня нет ответов на эти вопросы. Наверное, каждый родитель вместе со своим ребёнком должен в индивидуальном порядке решать проблему нелюбви к школе и отсутствия интереса к учёбе. Пока для меня очевидно только одно: нельзя считать тотальную скуку и хождение в школу через силу нормой жизни, к которой надо приучать наших детей изначально. А уж когда интерес к обучению станет одним из приоритетов нашей системы образования и для этого начнут предприниматься какие-то конкретные шаги – это отдельная тема, которую, наверное, без участия чиновников от образования обсуждать вообще бессмысленно.

Источник фото: russian.rt.com