Одно из самых знаменитых полотен Ильи Репина стало символом ужасного положения простых людей в Российской империи. Но мало кто знает, что в этой картине есть и другие подтексты.
Удивительно, но Репин совершил стандартную ошибку современных российских дизайнеров — написал флаг кверх ногами, с обратным порядком цветных полос. Почему так случилось, непонятно: сам автор в мемуарах объяснения не дал. Возможно, это просто ошибка, а может, и нечто глубокое — вообще перевернутый флаг обозначал сигнал бедствия, например, проблемы с парусом. В данном случае это может быть метафора проблем всей страны в целом.
На самом-самом дальнем плане картины, на горизонте справа, виднеется дымящийся пароход. Вот это точно обдуманная метафора: она обозначает мысль художника "какого черта мы мучаем людей, словно вьючной скот, когда давно уже изобрели нормальные пароходы?!"
Но художнику на самом деле было плевать на социальную несправедливость и все такое, его гораздо больше интересовала общая живописность этих бедняг в их лохмотьях. В своих воспоминаниях Репин позже честно так и писал: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам (..) Но меня это нисколько не занимает: нет, вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное - цвет его лица!».
Великий русский репортер Владимир Гиляровский в юности так впечатлился всей этой кабацкой "романтикой" и темой хождения в народ, что сбежал из училища и отправился бурлачить. Юного бугая с фигурой Шварцнейггера охотно приняли в бурлацкую ватагу. В своих воспоминаниях под названием "Мои скитания" (самый классный российский приключенческий роман 19 века, реально рекомендую), он подробно рассказывает, как жили эти люди, как его принимали в бригаду, предварительно заставив продать сапоги:
" — Айдате на базар, сейчас тебя обрядить надо… Коньки брось, на липовую машину станем!
Я ликовал. Зашли в кабак, захватили еще штоф, два каравая ситнего, продали на базаре за два рубля мои сапоги, купили онучи, три пары липовых лаптей и весьма любовно указали мне, как надо обуваться, заставив меня три раза разуться и обуться. И ах, как легко после тяжелой дороги от Вологды до Ярославля показались мне лапти, о чем я и сообщил бурлакам.
— Нога-то как в трактире! Я вот сроду не носил сапогов, — утешил меня длинный малый".
Младший брат императора Александра III, великий князь Владимир Александрович, купил картину "Бурлаги на Волге", которая до этого вызвала большой скандал в обществе, за 3 тыс. рублей и повесил в бильярдной комнате своего дворца. Благородному господину очень нравилось эпатировать своих гостей, показывая на различные детали "Бурлаков" и объяснять отдельные характеры на картине: и расстригy попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского кулачного бойца.
***
А еще у меня вот только что вышел офигительный текст про матросов и гулящих девиц в искусстве (от Кустодиева до Сальвадора Дали), вы наверняка пропустили, а зря.
***
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.