Найти тему
Шакко: об искусстве

5 странных фактов про «Бурлаков на Волге»

Одно из самых знаменитых полотен Ильи Репина стало символом ужасного положения простых людей в Российской империи. Но мало кто знает, что в этой картине есть и другие подтексты.

Илья Репин. "Бурлаки на Волге", 1872-3 гг, в зале Русского музея (Петербург)
Илья Репин. "Бурлаки на Волге", 1872-3 гг, в зале Русского музея (Петербург)

Удивительно, но Репин совершил стандартную ошибку современных российских дизайнеров — написал флаг кверх ногами, с обратным порядком цветных полос. Почему так случилось, непонятно: сам автор в мемуарах объяснения не дал. Возможно, это просто ошибка, а может, и нечто глубокое — вообще перевернутый флаг обозначал сигнал бедствия, например, проблемы с парусом. В данном случае это может быть метафора проблем всей страны в целом.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

На самом-самом дальнем плане картины, на горизонте справа, виднеется дымящийся пароход. Вот это точно обдуманная метафора: она обозначает мысль художника "какого черта мы мучаем людей, словно вьючной скот, когда давно уже изобрели нормальные пароходы?!"

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Но художнику на самом деле было плевать на социальную несправедливость и все такое, его гораздо больше интересовала общая живописность этих бедняг в их лохмотьях. В своих воспоминаниях Репин позже честно так и писал: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам (..) Но меня это нисколько не занимает: нет, вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное - цвет его лица!».

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Великий русский репортер Владимир Гиляровский в юности так впечатлился всей этой кабацкой "романтикой" и темой хождения в народ, что сбежал из училища и отправился бурлачить. Юного бугая с фигурой Шварцнейггера охотно приняли в бурлацкую ватагу. В своих воспоминаниях под названием "Мои скитания" (самый классный российский приключенческий роман 19 века, реально рекомендую), он подробно рассказывает, как жили эти люди, как его принимали в бригаду, предварительно заставив продать сапоги:

" — Айдате на базар, сейчас тебя обрядить надо… Коньки брось, на липовую машину станем!

Я ликовал. Зашли в кабак, захватили еще штоф, два каравая ситнего, продали на базаре за два рубля мои сапоги, купили онучи, три пары липовых лаптей и весьма любовно указали мне, как надо обуваться, заставив меня три раза разуться и обуться. И ах, как легко после тяжелой дороги от Вологды до Ярославля показались мне лапти, о чем я и сообщил бурлакам.

— Нога-то как в трактире! Я вот сроду не носил сапогов, — утешил меня длинный малый".

Открытка конца 19 века.
Открытка конца 19 века.

Младший брат императора Александра III, великий князь Владимир Александрович, купил картину "Бурлаги на Волге", которая до этого вызвала большой скандал в обществе, за 3 тыс. рублей и повесил в бильярдной комнате своего дворца. Благородному господину очень нравилось эпатировать своих гостей, показывая на различные детали "Бурлаков" и объяснять отдельные характеры на картине: и расстригy попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского кулачного бойца.

Картина целиком
Картина целиком

***

А еще у меня вот только что вышел офигительный текст про матросов и гулящих девиц в искусстве (от Кустодиева до Сальвадора Дали), вы наверняка пропустили, а зря.

***

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц