В некоторых литературных произведениях 18-20 вв. весьма и весьма детально описываются сцены наказаний и обычаев жителей южных и восточных окраин России. Отдельной темой в такой литературе можно считать описание быта и жестокой реальности народностей, населявших низовья Волги, и относившиеся к ногайским и казахским племенам.
У Николая Лескова, русского писателя, в произведении «Очарованный странник» ярко, но деликатно и как-то снисходительно описываются сцены из жизни тогдашних обитателей Рынь-песков (территория севернее и восточнее современной Астрахани). Комичный и посредственный Иван Северьяныч, главный герой повести, рассказывает о пари у азиатов. Если в понимании современного человека «перебить цену» на аукционе — это заплатить больше, то у народа, жившего в Рынь-песках, перебивать цену было принято в буквальном смысле слова. Спор двух покупателей, готовых выложить одинаково высокую сумму за коня, решался… битьем.
Из книги Лескова картина «аукциона с плетьми» выглядит следующим образом. Двое спорящих усаживались на землю, упираясь стопами (пара стоп — к паре стоп), брали в одну руку плеть, а в другой крепко сжимали руку противника, как при обычном рукопожатии. Далее начиналась дуэль: по очереди каждый из спорщиков бил по оголенной спине противника плетью. Победившим считался тот, кто перебьет противника в буквальном смысле — до потери возможности продолжать дуэль. В такой дуэли победил и сам герой повести, которому впоследствии пришлось скрываться от правосудия и от мести в становище кочевников.
Из откровений русского беглеца, героя повести, становится известным еще один дикий обычай кочевых племен Рынь-песков. По-видимому, это была практика «блокировки» похищенных ради выкупа. Мороз по коже пробирает, когда дочитываешь до места, когда героя повести «подщетинивают». Пленнику разрезали пятку, набивали рану рубленым конским волосом, и сшивали обратно, используя все тот же конский волос в качестве «лигатуры». После того, как рана затягивалась, человек не мог ступить ни шагу, так как боль заставляла его немедленно переносить вес с пятки на внешние стороны стоп, или на носки — и получалось, что пленника не надо сторожить. Далеко враскорячку не уйдешь, тем более — в песках, без воды и еды.
Были у кочевых племен той местности наказании и пострашнее. В той же книге рассказывается о частичном снятии кожи с голени несчастного, который хотел укрыть в сапогах золотые монеты. Но и этим потомки пришедших с восточных окраин континента не ограничивались. Заглянув глубже в историю, можно проследить очевидное распространение этих экзекуций из пределов Китая.
Из подобных источников становится ясным главное: древние зверские обычаи племен восточных и азиатских регионов вполне оправданно карались сожжением аулов и казнями местного населения со стороны царской власти. Иначе было нельзя, с таким отношением к человеческой жизни и достоинству.
Зверские обычаи азиатов XIX века
2 сентября 20182 сен 2018
2065
2 мин
1