Косплей давно стал неотъемлемой частью каждого фестиваля, посвященного комиксам или кино. Преданные фанаты примеряют на себя образы любимых героев, соревнуются в мастерстве создания костюмов, нанесения грима и проработки персонажа. Можно с уверенностью сказать, что современный косплей — это полноценная субкультура со своими законами и правилами, а для некоторых и настоящий источник заработка. С чего же начиналось и к чему пришло это поп-культурное искусство, разбираемся с помощью гуру перевоплощения.
Марию Васильеву знают под ником Curly Detective или просто Curly. Она заканчивает университет по специальности лингвист-переводчик, преподает детям английский язык и это ей не мешает заниматься косплеем.
Екатерине Корбут 25 лет. Она многократная посетительница конкурсов косплея и турниров по Dota 2. Иногда и победительница.
В Россию это увлечение пришло в конце 90-х. Тогда культовый журнал «Великий дракон» опубликовал статью о популярном японском увлечении.
Здесь же были размещены и первые отечественные косплеи.
Мария Васильева: Косплеем я начала заниматься 8 лет назад. Это было только начало:в большинстве случаев подбирала одежду из гардероба и просто заказывала парики из интернет-магазинов, созданных на основе групп ВК. Мне пришлось сделать перерыв из-за переезда и выпускных экзаменов. Продолжила 3 года назад, можно сказать, начала с чистого листа.
Вначале я была увлечена японской культурой, поэтому стала изучать составляющие её компоненты: от традиционной еды до моды. Косплей – часть японской моды. Меня очень впечатляли уровнем своего мастерства японские косплееры, вот и сама решила попробовать под таким огромным вдохновением.
Процесс создания образа нельзя просто назвать трудоемким. Сейчас мастеру недостаточно просто найти похожую одежду и перекроить её на скорую руку — многие костюмы готовятся в течение нескольких недель или даже месяцев. Косплееры пытаются превзойти не только коллег по цеху, но и свои прошлые достижения. Однако когда любимое дело становится чем-то большим, чем простое времяпрепровождение, все старания оправдываются.
С течением времени косплей органично влился в интернет-среду, в связи с чем возникли шутки и мемы. Автор инстаграм-аккаунта «Бюджетный косплей» делает забавные пародийные работы, как говорится, на коленке.
Иногда произведения и персонажи так сильно нравятся фанатам, что их начинают косплеить все, независимо от пола, возраста и телосложения. Хороший пример – Харли Квинн, чей образ стал особенно популярен после выхода «Отряда самоубийц».
Екатерина Корбут: Для меня косплей – основное хобби, которое удаётся монетизировать. Благодаря ему я научилась шить, прошла курсы мейк-апа, могу сделать из палок и глины что угодно и не боюсь ремонтных работ, а также перестала стесняться себя и пытаюсь ещё развить навык какого-то актерского мастерства при передаче образа. Грубо говоря, одно хобби подарило мне много навыков.
Конечно, не всё получается сразу. Перед тем, как сделать что-то готовое, зачастую портишь много материала в попытках достижения собственного идеала, будь то ткань или основа для крафта. Когда была помладше – часто не хватало денег и приходилось экономить и искать подработку одновременно с учебой.
Мария Васильева: Сложности возникают по большей степени при отсутствии навыков работы с тем или иным материалом, когда берёшься за него впервые. Косплееры – замечательные люди, которые готовы помочь советом и крафтерским или швейным плечом, поэтому в некоторых случаях трудности преодолеваются с помощью более опытных друзей. Я, в свою очередь, делюсь с ними советами по моей сфере, по большей части грим. Для меня это больше, чем хобби. Я с детства хотела стать дизайнером, поэтому косплей – реализация самой главной мечты.
С профессионализмом растут и требования. Увеличивается количество выставок и конвентов, посвящённых косплею. Теперь мастера своего дела делятся результатами своего труда не только с узким кругом гиков, но и становятся участниками различных мероприятий, например, киберспортивных. На таких соревнованиях часто устраивают конкурсы косплея – вспомним хотя бы Epicenter 2017 по Dota 2 в Москве.
Екатерина Корбут: Косплей только начинает развиваться, несмотря на то, что этому явлению уже много лет. Особенно радует, что некоторые игровые компании начали сотрудничать с людьми, представляющими персонажей их проектов.
Для меня в данный момент предпочтительны персонажи из игр, их дизайн зачастую проработан больше, чем героев анимации. А мелкие детали – это всегда приятно. Одна из основных игр, по которой я делаю костюмы – Dota 2. У меня их, кажется, около 15 штук. Особенно приятно показывать их на турнирах по Доте, люди рады видеть любимого персонажа, а я рада, что вношу вклад в контент для любимой игры. Если бы представилась возможность поработать с Valve – я могла бы после этого умирать со спокойной душой. Гейб, набери мне!
Мария Васильева: Я думаю, что косплей стал чем-то большим, когда стали разрастаться конвенты от ДКшных до уровня ЭКСПО. К этому увлечению стало приобщаться всё больше людей, тем самым популяризируя его. Сейчас существует огромное количество журналов, телевизионных выпусков как в России, так и на западе. На своём опыте могу сказать, что косплей приравнивается к искусству среди многих людей: от администраторов групп вк, репостящих фото с тамблера, до профессоров университета, порой слишком восхищающихся работами студентов.
На этом увлечение точно не остановится. Поп-культура начала проникать в нашу страну сравнительно недавно, свою стабильную нишу она ещё не заняла. Персонажи игр, кино, комиксов и аниме становятся всё ближе, с каждым годом их проще узнать, поэтому всё больше людей захочет примерить на себя образ любимого героя. Или хотя бы посмотреть, как его отыграет знакомый косплеер.
Мария Васильева: Я вижу будущее косплея. Вопрос только в том, как оно будет реализовано. В России уровень работ очень высокий, люди не собираются бросать дело или стоять на месте. Российскому обществу присуща черта коллективизма, поэтому косплееры всегда будут существовать в группе и делать совместные проекты. Я надеюсь, что у нас в будущем будет больше фестивалей и что косплееры в большинстве случаев смогут превратить своё увлечение в работу благодаря наработанному скиллу.
Автор: Михаил Ложков