Интервью с автором «Энциклопедии тибетских символов и орнаментов».
Имя Роберта Бира знакомо каждому, кто интересуется буддийским искусством. Это известнейший знаток буддийской символики и иконографии, художник, автор знаменитой «Энциклопедии тибетских символов и орнаментов».
В мае 2011 года по приглашению российских издателей Роберт посетил Москву, где прошли его лекции, посвященные буддийскому искусству. Совсем недавно в издательстве «Ориенталия» вышла его «Энциклопедия» на русском языке. Книга оказалась настолько востребованной, что вскоре появилась и вторая редакция. В «Ориенталии» также вышла книга «Буддийские мастера-маги» с прекрасными иллюстрациями Роберта Бира.
Вот что он рассказал о себе и своей работе.
Буддизм.ru: Что было для вас важнее с самого начала: интерес к буддийскому искусству или буддийская практика, поучения?
Роберт Бир: Меня гораздо больше интересовало буддийское искусство, нежели поучения. Конечно, я хотел понять с помощью этих поучений буддийское искусство. Я пытался понять всевозможные концепции, что, скажем, означали сочетания по четыре, пять, шесть, семь, двенадцать признаков… Мне нужно было понять все это по-своему, проявляя образ.
Буддизм.ru: Как произошла ваша встреча с буддийским искусством?
Р.Б.: Причиной стала смерть моей сестры, когда мне было 14 лет. Это подтолкнуло меня к изучению различных религий, я хотел найти какую-нибудь истину о том, что происходит после смерти. И лучшими религиями в этом плане оказались индуизм и буддизм. Я увлекся ими и в 1970 году отправился в Индию. Потом начал учиться живописи у тибетских мастеров, изучал музыку у индийских мастеров. Так что я всю жизнь будто никогда и не покидал Индию, я посвятил жизнь тому, чтобы научиться понимать индийскую культуру.
Буддизм.ru: Где для вас проходит грань между искусством и религиозным опытом?
Р.Б.: Это как раз то, с чем я очень много работаю сейчас. Я склоняюсь к тому, чтобы считать искусство отдельной сферой, не особо связанной с религией. У меня не было каких-то специфических духовных переживаний. Сейчас я интересуюсь изучением предсмертных состояний и того, что происходит после смерти. Таким образом, мой основной интерес — не конкретная наука, не научная неврология, имеющая дело с мозгом, а знание, которое говорит о том, что осознавание находится вне тела.
Буддизм.ru: Как развивались ваши интересы в буддизме, в буддийском искусстве?
Р.Б.: Более сорока лет я посвятил изучению буддийского искусства и символизма. И я вряд ли когда-нибудь остановлюсь, потому что эта область очень обширна. Я полагаю, что если смогу понять эти вещи, то другие люди на планете тоже получат такую возможность.
Английский ученый Руперт Шелдрейк, создатель теории морфогенетического поля, поставил эксперимент, который назвал «множественное присутствие»: когда маленькие птички в Швеции открывали бутылки, чтобы добраться до сливок, в тот же момент то же самое делали другие такие же птички — в Австралии, в Канаде, в Индии. Когда что-то происходит в человеческом уме — это связано со всем человечеством. Поэтому некоторым образом я чувствую, будто что-то ведет меня к пониманию искусства, подталкивает заниматься им. Это то, для чего я здесь, и у меня нет особого выбора.
Буддизм.ru: Расскажите, пожалуйста, в нескольких словах о творческом начале, о способностях личности к творчеству.
Р.Б.: Эта тема как раз всплывала сегодня на лекции. Индивидуальная способность к творчеству, как я объяснил, сублимируется. Индуистские божества, буддийские Йидамы и то, что они представляют, — это нечто огромное, гораздо большее, чем творческие способности одного человека. Здесь сталкиваешься со всей традицией: тысячи людей потратили тысячи лет на изучение и создание этих фигур, писали комментарии к практике, достигали совершенства… Масштаб поражает: это как открытые вселенные.
Это совсем не то же самое, что заявлять: «Вот мое искусство», — а затем подписывать работу и продавать какому-нибудь японскому миллионеру, после чего картина стоимостью 33 миллиона долларов будет висеть в его доме лицом к стене… Не таким должно быть искусство, это ведь не обыкновенный потребительский товар.
Буддизм.ru: Почему вы решили поделиться своими знаниями и опубликовать энциклопедию?
Р.Б.: Потому что пишут много чепухи. Я знаю людей, которые чувствуют себя счастливыми в компании типов, одетых как буддийские монахи и выдающих себя за тибетских лам. Последние ездят на Тайвань и дают большие посвящения, но они никакие не учителя. Мир полон жульничества. И мир искусства тоже, особенно восточного искусства, где много антиквариата, а он очень дорогой. Некоторые картины и статуи на Западе стоят миллионы долларов. Так что существует множество «альтернативных» мотивов, чтобы заняться этим бизнесом. Но моя работа имеет отношение только к моему пониманию.
Буддизм.ru: Как у вас возникла идея написать «Энциклопедию тибетских символов»?
Р.Б.: Я провел двадцать пять лет, сидя в одиночестве перед доской для рисования, обычно по 18–20 часов в день. И в какой-то момент люди стали приходить и задавать вопросы: «Что значит это, что значит то?» И вот однажды я рисовал и слушал по радио новости о войне в Персидском заливе. Сообщили, что король Персии был свергнут с Павлиньего трона. И тогда я понял: Амитабха на западе, слон в центре — символ Индии, символ Шри-Ланки — лев, на востоке — дракон, на севере лошадь — монголы и тибетцы.
Я вдруг в одну секунду увидел, что это была буддийская мандала тронов. Я никогда не читал об этом в книгах. Я занялся изучением этого вопроса и обнаружил подтверждение своей догадки в разных источниках. И меня не покидает чувство: то, что я изучаю, имеет значение и для буддизма. Потому что просветленные формы олицетворяют всю буддийскую традицию, содержат все буддийские поучения.
Буддизм.ru: Мы увидим ваши новые книги?
Р.Б.: Конечно! У меня есть справочник буддийских символов, который планируется выпустить в издательстве «Ориенталия». Я также работаю над книгой по гневным формам. Рукопись была закончена много лет назад, и сейчас мне нужно снова пройтись по всему тексту и внести необходимые правки. Все должно читаться абсолютно ясно, иначе возрастает вероятность неверной интерпретации.
Буддизм.ru: Чего бы вы пожелали русским художникам, буддистам?
Р.Б.: Всего самого лучшего, что только можно вообразить! Долгой жизни вашим королям и королевам!
* * *
Роберт Бир родился в 1947 г. в Южном Уэльсе. В 1970 г. после нескольких лет, посвященных наркотикам, отправился в Индию и Непал. 25 лет прожил на Востоке, изучая буддизм и тибетское изобразительное искусство. Приобрел всемирную известность как мастер буддийской живописи и графики.
Вопросы задавали Евгений Бейсенбин, Анна Шиманская, Михаил Кочергин
Перевод с английского: Павел Клевцов
Опубликовано в журнале «Буддизм.ru», N 19, 2011 г.
Подробнее о буддизме вы можете узнать на сайте www.buddhism.ru