Мы живем среди людей, и поэтому умение общаться с партнерами, клиентами, коллегами – одно из важнейших качеств, которыми должен обладать человек, ориентированный на успешную карьеру.
Часто мы слышим, что хорошим подспорьем в установлении контактов с окружающими служит ораторское мастерство, но при этом забываем, что нас оценивают не только по тому, как мы говорим, но и по тому, как мы умеем слушать. Это тоже искусство, которым владеет далеко не каждый.
Вы наверняка вспомните немало случаев, когда были невнимательны к тому, что говорил собеседник. Причин тому могло быть множество, начиная с плохого самочувствия и заканчивая вашим предубеждением по отношению к этому человеку. А вот результат в таких случаях один – большая часть сказанного ускользнула от вашего внимания. Что делать? Как научиться слушать с пользой для себя и для собеседника? Возможно, в этом вам помогут наши советы.
1. Принимайте собеседника таким, каков он есть. Нелишне время от времени напоминать себе, что: а) любое мнение имеет право на жизнь; б) каждый человек обладает своим стилем ведения беседы, который может не совпадать с вашим – тогда вам будет проще сосредоточиться на том, о чем он говорит.
2. Ничто не должно отвлекать вас от разговора. Конечно, есть люди, способные и беседовать, и одним глазом в телевизор посматривать, но встречаются они редко. Лучше не рисковать: перед началом беседы закройте дверь в кабинет, где вы находитесь, выключите телевизор, радио, в некоторых случаях полезно даже отключить телефон.
3. Наберитесь терпения – не перебивайте и не подгоняйте говорящего. В противном случае вы можете пропустить часть информации и, к тому же, задеть чувства собеседника, который расценит ваше нетерпение как неуважение к его персоне. Дослушайте собеседника и только после этого задавайте свои вопросы или излагайте свое мнение.
4. Ни в коем случае не заканчивайте за собеседника предложения. Возможно, вам хочется ускорить темп диалога, при этом вы полагаете, что тогда ваша беседа будет более продуктивной. Но в результате вас ожидает полный провал. Собеседник недоволен, потому что «подсказывая» ему концовку, вы тем самым обесцениваете значимость его слов. К тому же, оказывается, что вы не всегда угадываете окончание фраз, следовательно, вместо полноценной информации получаете некий суррогат.
5. Вставляя время от времени в беседу фразы типа: «Да, я поняла...», вы добьетесь двоякого полезного результата: дадите понять собеседнику, что вы его слушаете, и подстегнете собственное внимание, не позволите мысли «утечь» по другому руслу.
6. Если ситуация позволяет, делайте краткие пометки. Многие люди, обладая отличным зрительным восприятием, не способны удержать в памяти значительную часть того, что ими услышано. Если вы относитесь к их числу, попробуйте записывать основные тезисы беседы. Но в начале беседы уточните, не возражает ли против этого ваш собеседник.
7. Очень часто мы уже в процессе слушания начинаем формулировать в уме свой ответ. Старайтесь отучить себя от этой привычки, так как опыт показывает, что эффективно наш мозг способен делать только одно дело в один момент времени.
8. Не делайте поспешных выводов из услышанного. Вы поймали первые несколько фраз, сочли, что ситуация укладывается в знакомую вам схему, и слушаете дальше невнимательно. А в это время собеседник неожиданно начинает развивать свою мысль совсем в ином направлении. Чуть позже вы опять включаетесь в разговор и неожиданно для себя выясняете, что потеряли нить разговора. А этого допустить нельзя.
9. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Это нужно, чтобы: а) вы сами были уверены в том, что правильно поняли говорящего; б) собеседник ощутил, что вы его услышали. Вводные фразы могут быть примерно такие: «Если я правильно вас поняла...» или «Таким образом, вы считаете...».
Если вы плохо разбираетесь в предмете беседы или говорящий излагает свои мысли слишком запутанно, то после окончания его речи задайте ему уточняющие вопросы.
И, наконец, в завершение беседы подытожьте сказанное вашим собеседником. Это позволит вам уточнить, правильно ли вы все поняли, а в случае, если вам предстоит выполнить что-то по просьбе собеседника, будете более четко представлять свою задачу.