Критерий браковки канатного блока по величине износа радиуса ручья явно недостаточен для его браковки. Имеются и другие критерии, а именно:
- наличие трещин в ребордах или спицах;
- откол на ребордах;
- наличие отпечатка каната на ручье;
- трещины на ступице блока;
- уменьшении толщины стенки ручья на 15-20% от первоначальной толщины.
Наиболее частыми причинами браковки блоков являются: откол на реборде и наличие отпечатка каната на поверхности ручья. Указанные критерии ускоряют износ канатов и блоки следует заменять на новые. На фотографии показан изношенный блок мостового крана грузоподъёмностью 50 т, диаметр его равен 500 мм. В теле блока нет отверстий, предназначенных для снятия его с помощью съёмника.
Наши попытки снять его с вала не привели к успеху. За 40 лет работы крана блок так сроднился со своим валом, что расставаться никак не хотел. А тут подходит к нам дядя Коля из соседней бригады и говорит: «Ребята, вспомните, как в давние времена рушили скалы. Клинья в трещины кувалдой загоняли и откалывали от неё глыбы». Так мы и сделали. По его совету кувалдочкой вогнали клин между ступицей блока и щекой крюковой подвески и блок поддался.
В благодарность мы посветили дяде Коле стих, в котором было сказано: «Раньше ты был просто Колька, а теперь – ты стал Первач!», т.е. первый пришедший нам на помощь. Он остался доволен.
Замена канатных блоков довольно трудная задача. Помимо того, что их необходимо изготовить, сам процесс замены предусматривает демонтаж изношенных блоков, вес которых от 200 до 500 кг и более, и частичный демонтаж грузовых канатов на кране. И все эти работы необходимо провести в минимально короткий срок, чтобы не останавливать производственный процесс.
При выпуске чертежей канатных блоков не забывайте - они не вечные, поэтому предусматривайте отверстия для установки съёмника.