В двух предшествующих частях мы, собственно, обсудили, что, во-первых, республика была у римлян с особенностями и прикончил ее, как считается, Цезарь, а во-вторых, что хотя Феодосий и был последним императором обеих частей империи, Византия в социальном и культурным смысле тот же Рим. Посему не так чтобы цивилизация погибла в V веке.
Редкая птица долетит до середины Рубикона.
На несчастного и великого Гая Юлия Цезаря, скажем прямо, возводят напраслину, сделав его каким-то душителем демократии. Просто исторически надо как-то объяснить, зачем 23 раза человека ножиками ткнули, вот и придумывают.
Началось же все лет на 100 раньше. II век до н.э. - время крупных правовых и социальных реформ, потому что патриции состязаются с богатыми плебеями и имеют на хвосте группу народного гнева в виде пролетариев.
Рим лихорадит. Сначала наступает эпоха мелких и дурацких большей части законов, главным деятелей которой можно считать Катона (так посмотреть, чем люди занимались - чистая Государственная Дума). А им на смену приходят братья Гракхи с их смешной идеей наделить пролетариев землей. С братьями, надо сказать, быстро разобрались, но дело их изрядно будоражило умы.
Между прочим, считается, что именно Гай Гракх очень яростно жестикулировал, выступая в Сенате. Часть его жестов стала популярной и активная итальянская жестикуляция уходит корнями именно к нему.
Постоянно участвуя в политической борьбе, противопоставляя народовластие Форума, олигархической природе сенатской власти, Гракхи, сами того не ведая, заложили бомбу под все республиканское устройство.
Напомним, что в римских легионах служили только имущие граждане. А значит, с вновь завоеванных владений так или иначе кормились все, кроме пролетариев. Они стекаются в город и становятся все более значимой силой. Желая обеспечить себе популярность у бедноты, Гракхи предлагают законопроект, позволяющий гражданам Рима покупать хлеб за половину цены. Это вызывает увеличение потока пролетариев в город. Город наполняется малограмотными людьми, интересующихся только самыми простыми вещами, как еда и кров, поэтому легкой добычей демагогов. Их легко поднять на любые, как сказали бы сегодня “цветные революции”.
Гай Гракх хочет наделить гражданством и некоторое иное население империи, но становится жертвой недовольства Сената и погибает в столкновениях между патрициями и плебеями.
Тевтонцы как повод для будущей империи.
Да-да, голубоглазые и светловолосые статные варвары вторгаются на территории Рима с севера, а римские полководцы оказываются не в состоянии повести растерявшие навыки внутренние войска. Дело начинает пахнуть жареным. В случае военных угроз Рим призывает диктатора (полководца, ведущего республику к военным победам).
До этого у Рима есть прекрасный опыт с Цинциннатом, который вел скромный образ жизни, буквально сам вспахивал землю, потом по призыву Сената разбивал врагов республики и той же вечерней лошадью мчался домой собирать колорадских жуков.
Он был настолько популярен, что его история дошла к нам в полумифическом виде. Образцом человеческих качеств считал полководца Джордж Вашингтон, которого также вызывали на президентство после войны за независимость. Именно полководцу своим именем обязан и североамериканский город Цинциннати.
Но Цинциннат уникален в своей аскезе, а в темный час Рим призвал величайшего полководца Гая Мария. Тот, глянув на остатки армейских сил, в какой-то момент принимает верное решение набирать солдат из пролетариев, заманивая их на службу гусарской романтикой: славой, трофеями, вином побед, женщинами и землей, которую можно получить в новых территориях. Так Рим впервые набрал легионы, идущие в армию ради социального лифта, верные своему военачальнику, а не Сенату, и все заверте…
Марий провел военные реформы, убрав из армии, к примеру, вьючных животных. Грузы тащили на себе самые сильные войны, которых называли “мулами Мария”. Он разбил основные силы северных варваров, но так как угроза не исчезала, его избирали снова и снова.
Всего Марий был избран консулом 7 раз, 5 из них подряд. Вернувшись в качестве консула в последние 2 года, он устроил в Риме террор, ознаменовав эпоху силовой борьбы за власть.
Мария победил его бывший подчиненный Сулла. Именно он предложил ввести должность пожизненного диктатора. Дескать, времена неспокойные, комрады.
Сулла начал уже свой террор, основанный на государственных указах - проскрипциях. Указанных в них лиц мог казнить любой, а, принеся голову упомянутого, еще и получить деньги. Изначально, в проскрипции попадали политические враги Суллы, но потом в них встали вносить разных людей.
На включении определенных римлян в проскрипции несказанно разбогатели сторонники Суллы Красс и Помпей.
Земли проскрибированных переходили ветеранам и новым владельцам из числа знати.
Первоначально в списки попал и будущий бессрочный диктатор Гай Юлий. Однако за того, кто сделате впоследствии Рим величайшей державой, вступились члены его влиятельнейшей семьи. Точная причина неизвестна, но по высказываниям нескольких историков, Сулла сдался, сказав: “в этом мальчишке - много Мариев”. Что говорит о его недюжинных способностях к оценке личности, потому что Гай Юлий был именно Марием в кубе: великим стратегом, популярным командиром, стойким военным и бесконечно жаждавшим величия политиком.
Сулла добровольно сложил с себя диктаторские полномочия, скорее всего, из-за болезни. Рим после его смерти ненадолго находился в водовороте политических хитросплетений и был бы там достаточно долго, если бы не грандиозное событие, заставившее граждан отказаться от республиканской формы с некоторым даже облегчением.
Кто болеет за Спартак...
Окончательно гвоздь в крышку гроба республики вколотило именно самое крупное в древности восстание рабов под предводительством Спартака. Оно проходило в Центральной Италии и угрожало самому существованию государства. Спартак стал гладиатором по неустановленной причине. Возможно, он дезертировал из армии, но известно, что был достаточно образован.
Стремительно увеличивающаяся армия рабов, разграбление ими больших территорий, обращение в рабстволов прежних владельцев напугала римлян не на шутку. Спартак мог легко основать собственное государство, расшатав сами устои рабовладельческого устройства.
В подавлении восстания проявилось состязание между прежними сподвижниками Суллы: Крассом и Помпеем. Красс разбил Спартака на поле боя, а Помпей зачистил остатки отрядов. Дороги к Риму заставили крестами с распятыми рабами.
Красс вошел в историю тем, что показал, что страх тоже прекрасный мотиватор, приведя милицию в чувство децимацией.
Помпей же получил главные дивиденды от разгрома войск Спартака.
Однако после поражения и казни восставших группы рабов продолжали устраивать беспорядки в Южной италии еще более 10 лет.
Юлий Цезарь - человек, а не салат.
Амбициозный Юлий участвует в подавлении восстания Спартака как военный трибун.
Он становится наместником Дальней Испании, где показывает себя отличным военачальником. Гай Юлий также ограничивает объемы взысканий имущества за долги ⅔ годового дохода, сделав выплаты обязательными, что устроило и должников, и кредиторов.
Армия присваивает ему титул императора в знак признания его заслуг. Популярность среди военных зашкаливает.
Однако будущая звезда в долгах, ему нужна должность консула. Сенат, не желающий идти на встречу полководцу, ставит его перед выбором: триумф или консульство, так как он не мог войти в город как победитель и одновременно выставить свою кандидатуру.
Цезарь отказывается от триумфа в пользу консульства. Затем ему удается примирить яростных противников Красса и Помпея, создав с ними Триумвират.
Юлий Цезарь затевает аграрную реформу с целью предоставить наделы земли пролетариям, выкупая ее у землевладельцев, что делает его невероятно популярным.
Триумвиры, как говорят историки, за гигантскую взятку признали Египет за фараоном Птолемеем XII, хотя Рим вполне мог на него претендовать.
Цезаря делают наместником в Галлии, что дает ему возможности нарастить имущество. Он громит местные племена, устраивая там форменный геноцид, но продвигает римские владения до Атлантического океана на севере, проникнув даже в Британию. Именно Юлию Европа обязана крупнейшими городами, включая Лондон.
Цезарь не бросал и своего участия в жизни Рима, контролируя его через приближенных лиц.
Сенат был крайне недоволен растущей народной популярностью Цезаря, поэтому готовился сместить его с позиции наместника Галлии, а также закладывал почву для возможного преследования полководца. Триумвирату удалось, однако, продлить его полномочия еще на 5 лет, а остальным получить в наместничество не менее ценные территории. Цезарь не без помощи Цицерона получил финансирование еще четырех легионов, которые дадут ему небывалую военную мощь.
Но тут погибает Красс, и отношения между Цезарем и Помпеем стремительно портятся. Помпея делают в Риме единоличным консулом и принимают ряд законов о повышении ответственности за вымогательство наместников и насилие с прицелом на шею будущего диктатора.
Имевший огромную поддержку населения Рима и Галлии, среди нобилей Цезарь не был так уж популярен и действовал по старинке, то есть через взятки. Сенат отказывался идти на переговоры с полководцем, предприняв беспрецедентные меры по лишению его власти. Выбора не было, и Юлий, получив приказ вернуться в Рим, не распустил свой легион (остальные не успели подойти из Галлии) и перешел с ним пограничный Рубикон, что означало гражданскую войну.
Цезарь обрел поддержку италиков, видевших в нем покровителя. Кроме того, если Помпей называл врагами всех, кто не встанет на защиту республики, Юлий обещал милость и признание друзьями всех, кто сохранит нейтралитет. Это сделало его еще популярнее, а Помпей в результате нескольких сражений был вынужден бежать в Грецию.
Громыхает Гражданская война…
Эта часть не так уж связана с историей городов и застройки. Разве что пара сюжетов с Клеопатрой и Египтом с его синтезом с западной культурой.
Порешили Помпея в итоге именно египтяне, а самому Цезарю не осталось ничего, как попробовать взыскать с нового несчастливого тринадцатого Птолемея долги по взятке его папаши.
Пошло не совсем гладко, и Гай Юлий решил поддержать в притязаниях на трон сестру царя Клеопатру. Девушка была видная, по легенде слуги пронесли ее в покои императора в ковре, где она смогла укрепить Цезаря в правильности такого выбора. В рамках борьбы между Птолемеем и Цезарем в столице случились военные действия, что вызвало в Александрии пожар из-за которого сгорела знаменитая библиотека - крупнейшее собрание свитков. Птолемей утонул в Ниле, а Клеопатра оказалась не только красивой, но и фертильной, родив Цезариона.
После нескольких месяцев и воцарения Клеопатры Гай Юлий отправился заниматься привычным делом - воевать. Оставались недобитые сторонники Помпея, плюс возникли временные неурядицы в Понтийском царстве. В битве с местным царем у города Зелы Цезарь сухо и технично победил зарвавшегося монарха и охарактеризовал это коротким: «Veni, vidi, vici!»
Цезарь с соратниками смерчем проходится по Италии, добивая остатки войск Помпея.
Собственно, на тот момент он еще неофициальный Цезарь (император). По возвращении в Рим со своим легионом и получения очередной диктатуры, он становится консулом без коллеги, префектом нравов (цензором) и, наконец, добавляет императорский титул.
Пользуясь поддержкой граждан и военной силой, Гай Юлий Цезарь спустя 40 лет после Суллы решает стать пожизненным диктатором, что соответствует настроениям отдельных слоев общества. Зато нобили в большинстве своем резко против.
Цезарь следит за культом собственной личности. Он строит храм Венеры (от которой по легенде произошли Юлии), его статуи вносятся в храмы Юпитера Капитолийского и Квирина (в честь Ромула). Народное собрание дает ему титул отца отечества и право чеканить профиль на монетах. До этого на монетах не чеканят живых. (Монархии сохраняют эту традицию до сих пор).
Диктатор носит одеяния триумфатора и лавровый венок постоянно (надо сказать, Цезарь лысеет, с венком ему легче это маскировать). Но становиться царем (rex) он упорно отказывается. Римские цари, правда, не передавали власть по наследству, что могло не устраивать Юлия.
В результате реформ он расширил сферы римского гражданства, но ограничил при этом возможность граждан эмигрировать в колонии. Госаппарат пополнился за счет беднейших слоев, а Сенат получил новую кровь из числа провинциальной аристократии.
Гай Юлий Цезарь провел множественные реформы, в том числе, повелел простить долги по аренде, накопившиеся в результате гражданской войны.
Главным используемым нами наследием диктатора стал реформированный календарь, который мы называем юлианским, а седьмой месяц в рамках культа получил его имя. (Спустя 16 веков календарь доработал папа Григорий XIII).
Про убийство Цезаря знает, наверное, каждый. И про наследство в пользу внучатого племянника Октавиана слышали многие. Зато мало известен факт, что по завещанию Цезаря каждый римлянин получил по 300 сестерциев серебром, а сады над Тибром были переданы в общественную собственность.
Так что, если взглянуть правде в глаза, ничего сверхъестественного Гай Юлий Цезарь с республикой не сотворил.
Что почитать:
Предыдущая часть про царский и республиканский Рим.
Много всякого про Вечный город.
Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.