Найти тему

Сначала человек, потом мастерство.

Оглавление

Какой простор для размышлений...

Но, давайте сначала определимся, что мы подразумеваем под понятием мастерство?

МАСТЕРСТВО - это способность качественно выполнять те или иные виды работ или ремесла. И наибольшее понимание нам дают народные определения этого понятия:

«Не то дорого, что красного золота, а дорого то, что доброго мастерства»,
«Мастерство везде в почете»,
«Работнику полтина — мастеру рубль»,
«Не работа дорога — уменье»,
«Мастер один — а подносчиков десять»,
«Не за шило платят, за правило»,
«По закладке мастера знать»,
«В добрую голову — сто рук»,
«Дело мастера боится»,
«Всякая работа мастера хвалит»,
«Мастерства за плечами не носят, а с ним добро».

О мастерах, говорили всегда уважительно и с особой теплотой. «Он на все руки мастер», «золотой человек, золотые руки», «К чему рук ни приложит, все кипит».

-2

Естественно, мастерства без мастера не бывает, а мастер — это человек , это личность. Но не просто человек, а человек обладающий определенными качествами, способностями и навыками. Об их необыкновенных возможностях создавались всяческие легенды, порой просто баснословные. Им приписывались сверхчеловеческие качества и возможности. Например, легенда о Левше, подковавшем блоху, у которого был реальный прототип.

Так почему же сначала человек, и лишь затем мастерство? Да потому, что людей много, а мастеров единицы. И лишь те, кто сумел собрать, воспитать в себе определенные качества характера, развить или взрастить определенные способности и превратить это в определенные навыки, превращается в мастера. А уж то, как он делает, называется мастерством. Такой короткий абзац, но в нем работа и работа над собой, преодоление своей лени, формирование правильного мышления - ибо без него никуда…

А еще мастерство невозможно без развития своего таланта, я в этом уверен. Все знают, что нет не талантливых людей, есть те, кто так и не нашел в чем именно он талантлив. Я думаю, что проявлять такую настойчивость, которую проявляет мастер в овладении каким-либо делом, можно только если есть тяга к этому делу, а нас всегда бессознательно тянет к тому к чему у нас талант, т.е. врожденные задатки. Конечно, можно что-то просто развивать, но если сравнивать двух людей, среди которых у одного есть врожденные задатки к этому, а у другого нет, то при равной занятости, человек с задатками, обязательно выйдет вперед по мастерству. Более того, у него будет больше внутренней тяги к этому занятию, т.к. ему это будет нравиться, в то время как другой человек, будет либо эмоционально безразличен, либо раздражен тем, что ему приходится заниматься этим из каких-то логических соображений.

И давайте опять посмотрим как народ отзывается о противоположности мастерства, о неумелости.

Если мастерство высоко почиталось в народной среде, то неумелость подвергалась насмешкам, рассматривалась как своего рода нравственный порок.

«За безручье (за неуменье) по головке не гладят»,
«За все берется, да все не удается»,
«Нечем хвалиться, как все из рук валится»,
«Швец Данило, что не шьет, то гнило»,
«Рук не наставишь»,
«Всему учён, только не изловчён»,
«Парень-то тороват, да дела не знат».

О неумелых работниках говорили:

«Ни в дышло, ни в оглоблю. Ни в корень, ни в пристяжку»,
«Зимой с бороной, а летом в извозе».

Крестьянин - который не мог выполнить крестьянской работы, считался последним человеком. Подростков, не умеющих плести лапти, дразнили безлапотниками. Девочек, не сумевших еще в детском возрасте научиться прясть, обзывали непряхами, не умевших ткать на кроснах — неткахами, не умевших самостоятельно поставить стан «без подсказки матери» — бесподставочными. Презрительное отношение к неумейкам сохранялось в крестьянской среде всегда, вплоть до сер. XX в.

Если вы обратили внимание, когда говорят о не умелых действиях, везде переходят на личности, что опять таки приводит нас к мысли:

"Сначала человек, потом мастерство".

Используемая литература:

О. Платонов, Энциклопедия "Русская цивилизация".