Сегодня на очереди 1977. Год оказался длинным и богатым на хиты, поэтому придётся годовой обзор разбивать на две части. Итак, начнём издали, с последних мест в Топ-500 и двинемся к началу.
На 496 месте Джексон Браун с композицией Running On Empty. Джексон Браун это бард, но вращавшийся в широких музыкальных кругах. Например он был аккомпаниатором певицы Нико, протеже Энди Уорхола и Нико даже исполнила три композиции на своём сольном альбоме ещё до её выступлений с моими любимцами Velvet Undeground. Браун был хорошим знакомым одного из лидеров Eagles Гленна Фрая. Песни Брауна исполняли и другие известные исполнители, например The Jacksons Five с ребёнком Майклом Джексоном, да и те же Иглз. В общем, по-американским меркам человек заслуженный, но за пределами США практически неизвестный. Да и творчество его типично для внутримузыкальной америки - баллады с фолк-уклоном. Недаром у него в приятелях Брюс Спрингстин - это как бы две стороны одной медали
На 461 месте композиция Sheena Is a Punk Rocker группы Ramones, о которой (о группе) уже шла речь в прошлом выпуске. С 1976 по 1978 год Ramones стабильно поставляли по одной песне в Топ-500. Всё это выяснилось уже впоследствии, как и значение группы в период возникновения панк-рока. А в год выпуска упомянутая песня болталась где-то в конце первой сотни в хит-параде США. Интересно, что в Британии песня достигла большего успеха, стала 22-й в чартах. Панк к тому времени прочно захватил острова.
У Рамонес довольно странный панк по сравнению с кондовым британским, такое впечатление, что внешняя атрибутика и сценическое поведение существуют отдельно от музыки. Поскольку исполнение довольно мягкое, есть эстрадный бэк-вокал в стиле Бич-Бойз и звук сильно приглушен. Получается, что Рамонс создали визуальный образ панка, вступающий в противоречие с содержанием. В принципе это, конечно, по панковски))
На 418 месте вторая после Глории Гейнор диско-королева, назовём её диско-принцессой - Донна Саммер со всем известным хитом I Feel Love, который существует с тех пор в нескольких десятках версий от Бронски Бит до французского авангардиста Эктора Зазу. Считается, что именно эта композиция положила начало диско, когда в танцевальную музыку стала активно включаться электроника. К тому времени электронная музыка вовсю развивалась в Германии уже не первый год, достигнув немыслимых высот. Но это всё было далеко-далеко, в стороне от мэйнстрима, а в Америке её только-только распробовали к середине семидесятых. Но насладимся I Feel Love, наряду с I Will Survive следующего года составившими золотой фонд диско-музыки, которая сама по себе особой ценности не представляет
На 381 месте второй панк-эшелон, американская группа Television с композицией Marquee Moon с их дебютного альбома. У истоков группы Television стоял неутомимый Ричард Хелл - знаковая фигура для американской панк-сцены. Группа Television была короткоживущей, как и многие панк-коллективы. Тем не менее воспоминания о панке без упоминания их названия обычно не обходятся. Однако Television не совсем обычная для панка группа. Обычно их вдохновителями называют The Velvet Undeground (уже второй раз звучит это название в сегодняшнем выпуске). И в самом деле эстетика чрезвычайно похожа и у меня в голове даже родился термин "психоделический панк" - а одно другого совершенно не исключает. Однако где это вы слышали панк-композицию длиной десять минут? Это очередное подтверждение того, что музыкальные стили зачастую у талантливых исполнителей проникают друг в друга и дополняют друг друга. Я вот сегодня для статьи впервые послушал Marquee Moon - и она мне очень понравилась. Налицо прямое влияние минималистов (не без Лу Рида, конечно), а они меня всегда интересовали. Правда клип я нашёл только 1985 года с исполнением Тома Верлена - это лидер группы Television
На 375 месте известное австралийское трио Bee Gees с композицией How Deep Is Your Love. Композиция прозвучала в культовом фильме "Лихорадка Субботнего Вечера" с танцором (тогда ещё) Джоном Траволтой в главной роли. После этого фильма стиль диско прочно вошёл в моду, а Би Джиз стали известны на весь мир
Ещё одна композиция Би Джиз из этого фильма Stayin' Alive заняла в Топ-500 191 место. Вообще-то Би Джиз к диско не имеют отношения, это скорее очень качественная эстрада с хорошими мелодиями и многоголосием. Однако так совпало, что именно они делали к фильму про танцпол саундтрек, ритмы диско стали очень востребованы у публики, а актёрский и танцевальный талант Траволты раскрутил всё вместе до дискомании. По поводу Stayin' Alive я вспомнил давнюю музыкальную шутку. Ритмическая и мелодическая основа композиции очень похожа на композицию группы Пинк Флойд Another Brick In The Wall, которая вышла двумя годами позже и тоже попала в Топ-500 (про это в первом выпуске).
Это совпадение заметили уже давно, но в эпоху развития видео неизвестный умелец совместил два ролика - Би Джиз и Пинк Флойда, сделав так называемый mash-up. Он получился на редкость зрелищным и удачным. Его я и поставлю в качестве иллюстрации, тем более, что там молодой Джон Траволта зажигает на радость людям
Ну и закончим выпуск двумя композициями Элвиса Костелло 1977 года, попавшими в Топ-500. Я уже писал про него в позапрошлом выпуске. Костелло можно назвать интеллектуальной стороной панка, но скорее он был первым представителем новой волны, поскольку стиль его был до чрезвычайности расплывчат. Этакий битник, но родившийся на поколение позже, или упрощённая американская версия Дэвида Боуи. Одна из композиций - Watching The Detectives заняла 363 место и в ней звучат отчётливые рэгги-ритмы. На сцене смотрится весьма живо
Вторая композиция - Alison заняла 323 место. Обе композиции выходили синглами в 1977 году (это был дебютный год для Костелло) и не имели вообще никакого успеха. Alison так и вообще не попала в список, Watching The Detectives в США попали во вторую сотню, а вот в Британии добрались до 15 места. Но на момент составления списка Топ-500 журналом Rolling Stone песни эти уже вылежались и по прошествии лет оказалось, что музыканты и критики считают их оказавшими какое-никакое, а влияние на последующую музыку. Иначе они бы про них и не вспомнили. А многие тогдашние лидеры хит-парадов ни в какие Топ-500 вообще не попали
На этом первая часть про 1977 год заканчивается. В следующей части нас ждёт настоящая бомба в виде Sex Pistols и Queen, мы услышим многоликих Игги Попа и Дэвида Боуи и вспомним про заслуженную, но забытую (они сами виноваты) группу Fleetwood Mac
До встречи!
Другие выпуски из серии про "Величайшие песни всех времён" из Топ-500 журнала Rolling Stones по годам можно посмотреть по следующим ссылкам:
Вводный обзор
Семидесятые - выпуск 1 (1979), выпуск 2 (1979), выпуск 3 (1978)
Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)
Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)