Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Ткани прошлого: "креп-рашель"

Олимпиада Самсоновна, сдобная купеческая дочка из пьесы А.Н. Островского "Свои люди - сочтёмся" охотно перечисляет свахе свои платья: "...Крепрашелевых четыре – это тридцать одно. Ну там еще кисейных, буфмуслиновых да ситцевых штук до двадцати". Что же это за "крепрашель"? "Креп" - это разновидность ткани со слегка шероховатой поверхностью, чаще всего шёлковая. А "рашель"? Это имя актрисы! В XIX веке названия и причёскам, и предметам туалета нередко давали в честь известных актёров и актрис того времени. Неудивительно, потому что именно они во многом задавали моду, став, как сказали бы сегодня, "трендсеттерами". Рашель, французская актриса, возродившая на сцене классическую трагедию, была одной из тех женщин, за которыми неотрывно и восхищённо наблюдала публика. За тем, как она двигалась, как вела себя на сцене, за её причёсками и нарядами. А.И. Герцен писал о ней: "Она нехороша собой, невысока ростом, худа, истомлена; но куда ей рост, на что ей красота, с этими чертами резкими, выр

Олимпиада Самсоновна, сдобная купеческая дочка из пьесы А.Н. Островского "Свои люди - сочтёмся" охотно перечисляет свахе свои платья: "...Крепрашелевых четыре – это тридцать одно. Ну там еще кисейных, буфмуслиновых да ситцевых штук до двадцати". Что же это за "крепрашель"? "Креп" - это разновидность ткани со слегка шероховатой поверхностью, чаще всего шёлковая. А "рашель"?

Это имя актрисы!

В XIX веке названия и причёскам, и предметам туалета нередко давали в честь известных актёров и актрис того времени. Неудивительно, потому что именно они во многом задавали моду, став, как сказали бы сегодня, "трендсеттерами". Рашель, французская актриса, возродившая на сцене классическую трагедию, была одной из тех женщин, за которыми неотрывно и восхищённо наблюдала публика. За тем, как она двигалась, как вела себя на сцене, за её причёсками и нарядами.

А.И. Герцен писал о ней: "Она нехороша собой, невысока ростом, худа, истомлена; но куда ей рост, на что ей красота, с этими чертами резкими, выразительными, проникнутыми страстью? Игра её удивительна; пока она на сцене, что бы ни делалось, вы не сможете оторваться от неё".

-2

Именно в честь Рашель и получили названия бежево-золотистый оттенок пудры, которой она пользовалась, и такого же цвета ткань, "креп-рашель".

Материя была очень модной, в том числе и в России. М.Н. Загоскин в своей книге "Москва и москвичи" (1848) писал: "...Не говоря уже о коленкоре, ситцах, холстинке, кашемире и полубархате, которые, конечно, ни в чем не уступают иностранным, вы найдете тут и самые модные товары, например креп-шине, креп-рошель". Сложное слово в просторечии искажалось, так появились "корпашель" или "трепрашель". Так что сваха из пьесы Островского, которая пришла к бывшей клиентке за обещанным платьем, заявляет: "Ну, давай трепрашельчатое!"

-3

В последней трети XIX века ткань постепенно вышла из моды, однако ассоциация "Рашель - бежево-золотистый" сохранилась надолго, и пудру с соответствующим оттенком выпускали даже в советское время.