Криминальная драма "На дне бездны" ( In Too Deep, США, 1999)
Режиссёр: Майкл Раймер
Фильм inspired by a true story, и это с самого начала немного смущает. Слово Inspired означает, что несмотря на основную канву, создатели явно позволили себе несколько вольностей в разработке материала, и именно это и губит фильм на корню. Не совсем удачен выбор на главную роль Омара Эппса - у него чересчур "положительная" внешность для такой роли, где требуется резкая смена настроения и вообще всей модели поведения.
То, что с блеском получилось у, допустим, Эдварда Нортона в "Американской истории Х", когда его герой по ходу фильма из крутого нациста превращался в обычного клерка, стремящегося забыть свое "боевое" прошлое, далеко не так же замечательно выходит у Эппса (с его огромными ресницами-"опахалами" вообще неотступно преследует мысль, что его долго накрашивают перед тем, как выпустить в кадр).
Так что если в лирических сценах он выглядит вполне неплохо, то все его потуги в амплуа "крутого парня" очень даже сомнительны (я вообще удивлен, как его сразу не раскусили те самые бандиты, в логово которых он так настойчиво пытается проникнуть). С другой стороны, правда, просто великолепен Л.Л. Кул Джей в роли этакого отморозка, в котором практически не осталось ничего человеческого - модную фишку "хорошего плохого" злодея, которая была уже не раз использована в "Без лица" или "Ничьей земле", полностью проигнорирована (может, оно и к лучшему), и добро и зло разделено жирной толстой линией.
Есть хороший, есть плохой, и есть несколько "лже-плохих", которые по натуре-то вполне ничего, и в финале они сделают окончательный выбор. Такое "черно-белое" изображение не идет на пользу картине, из-за этого часто в повествование пробиваются уж чересчур морализаторские нотки. В "Погоне за тенью", очень похожей по замыслу, Чарли Шин - полицейский внедряется в банду байкеров - так вот там этот момент обыгран пусть и не настолько драматично, но по крайней мере не настолько в лоб: трансформация героя Шина проявляется поступательно, и даже этого нет в "На дне бездны".
Действие подается во флэшбеках и временных скачках, так что сначала вообще не очень понятно, какой, собственно, временной отрезок сейчас показывают и что следует за чем.
Зато у фильма есть определенный стиль и настрой - это его местами спасает. Темный и мрачный, он остается таким даже в сценах, где полно света и движения, и вот это я бы назвал основным плюсом. Слегка пессимистичное исследование психологии человека, общающегося с отморозками и понемногу принимающего их черты иллюстрирует поговорку "С волками жить - по-волчьи выть", но в основном из-за сбитого ритма и недостаточной психологичности и проработанности персонажей все-таки не дотягивает до уровня хорошего фильма, хотя все задатки для этого у него есть.
Факты: У американских зрителей немного другое мнение на этот счет - и Омар Эппс рулез, и Л.Л. Кул Джей - рулез, да и весь фильм ничего. Результатом стали вполне неплохие кассовые сборы в 17 миллионов долларов против 7 миллионов бюджета.