По замыслу как политического, так и военного руководства нацистской Германии одним из важнейших элементов подготовки успешного нападения на Советский Союз были массовые террористические и диверсионные операции. Отвечал за это отдел абвер-II немецкой военной разведки.
Подготовка началась задолго до разработки плана нападения на СССР, еще в 1937 году. Именно тогда германская разведка начала активные контакты с антисоветскими центрами и белоэмигрантами с целью поиска и подбора людей для работы в Советском Союзе. Далее - вербовка и обучение. Привлекались также этнические немцы, хорошо знающие русский язык или языки народов Советского Союза. Готовилось техническое обеспечение: мощные типы взрывчатки, яды, диверсионная техника, оружие, экипировка, документы. Разрабатывались легенды.
Особое внимание уделялось подготовке диверсионных подразделений армии - полку, а впоследствии дивизии "Бранденбург-800", учебному полку "Кюрфюрст", батальону "Бергман" и другим.
Во многом это была работа впрок.
А вот реальная война для разведки вермахта началась в апреле 1941 года.
В течении апреля, мая, июня велась активная заброска агентуры в приграничные районы СССР.
Основными задачами было: создание складов оружия, баз и площадок для парашютных десантов; установка ориентиров для воздушных бомбардировок военных, промышленных и транспортных объектов; обеспечение подачи сигналов целеуказаний для авиации в том числе силами завербованных лиц из местного населения; организация антисоветских выступлений, банд; осуществление собственно диверсий - взрывов, поджогов, нарушение и уничтожение линий, каналов и систем связи, нарушение энергоснабжения, отравление источников воды.
В мае и начале июня в результате поджогов только в двух приграничных уездах Литовской ССР выгорело более 600 га леса. Выгорели склады древесины и торфоразработки. На тушение пожаров были направлены пограничники и воинские части. Как раз накануне войны.
Масштаб диверсий был колоссальный. Только в период с 18 по 22 июня, только в Белоруссии на минском направлении и только органами госбезопасности было обезврежено 211 диверсионных групп и одиночных диверсантов. И многие при задержании оказывали ожесточенное вооруженное сопротивление.
Период кануна и начала войны для германских диверсантов был самым удачным. Наибольших успехов агенты абвера добились в Прибалтике: в районе Каунаса в результате подрыва железнодорожных путей было блокировано движение поездов через туннели; диверсантам удалось сколотить и вооружить бандитские группы, которые нападали на подразделения РККА, убивали командиров. Практически повсеместно в прифронтовом тылу германские диверсанты разрушали системы связи, прежде всего армейские, и всячески препятствовали их восстановлению.
Органы государственной безопасности и военной контрразведки СССР активно противодействовали агентурной и диверсионной деятельности противника и в мирное время, до войны. А с 22 июня, в том числе благодаря мерам, предпринятым советским правительством, эта работа стала выполняться еще более эффективно. Как результат - уже осенью 1941 года во время битвы за Москву германская разведка так и не смогла осуществить ни одной диверсионно-террористической операции.
Об организации борьбы с парашютными десантами и диверсантами противника читайте в статье "24 июня 1941 года, вторник".