Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы хотим Вам рассказать об самой большой и значимой афере в кругах искусств. И речь пойдет о подделке одной из самых знаменитых античных статуй, которая сохранилась до наших дней.
«Лаокóон и его сыновья» - мраморная скульптура работы древнегреческих мастеров Агесандра Родосского, Полидора и Афинодора, которая является копией более ранней бронзовой скульптуры. Сама работа изображает Лаокоона и его двух сыновей в тот момент, когда на них напали змеи. Чтобы лучше понять эту композицию нужно углубиться в мифологию. Согласно мифу, когда во время Троянской войны греки сделали вид что отступают, то оставили у ворот Трои деревянного коня. Лаокоон (жрец бога Аполлона) сразу почувствовал опасность и решил предупредить других. Никто не принял его слова всерьез, поэтому чтобы доказать свою правоту он метнул копье в бок гигантского коня, пронзив которого оно ранило одного из солдат находившихся внутри. Солдат мужественно вытерпел боль и не выдал себя и товарищей. Тогда, согласно мифологии, из моря вылезли огромные змеи и убили сыновей Лаокоона, а в некоторых версиях и самого жреца. Причины прихода змей тоже всегда отличаются: кто-то говорит что их наслал Посейдон, потому что желал падения Трои, другие - что их наслал сам Аполлон, потому что ему надоел Лаокоон. Люди подумали, что своими сомнениями жрец прогневил богов и впустили коня в город. На самой скульптуре изображен момент, когда змеи сплетаются вокруг Лаокоона и его сыновей, и передает ужас и муки, которые они испытывают в тот момент.
Теперь перейдем к самому обнаружению этого произведения искусства. На протяжении более тысячи лет человечество считало, что скульптура, о которой рассказано здесь, утрачена. О ней знали лишь из записей оставленных Плинием Старшим. И лишь в 1506 году прокатилось известие о том, что в подземной пещере найдена эта самая скульптура. Узнав об этом, Папа Римский незамедлительно приказал отправить комиссию на проверку подлинности скульптуры. В состав группы вошли архитектор Джулиано да Сангалло и всем нам известный великий мастер Микеланджело Буоннароти. Результат осмотра был положительным и скульптуру перенесли в Рим. Но все ли так просто в этой истории? Начнем с того, что действительно странно, что скульптуру нашли настолько поздно. Второе, что смущает - это то, что скульптура сохранилась так хорошо на протяжении стольких лет. Появляется мысль, что работу выполнил кто-то в XV-XVI веке, и самый вероятный подозреваемый, конечно же Микеланджело. В его биографии есть моменты, которые позволяют подозревать его в создании этой подделки. Самыми явными есть сведения об закупке огромного количества мрамора и выполнении малого количества работ. Это позволяет предполагать, что он мог создавать подделки известных произведений на заказ, ведь именно в то время и улучшилось его финансовое благополучие. Вторым моментом есть то, что перед смертью он сжег все записи, которые перечисляли все работы созданные ним в течение жизни, возможно для заметания следов. Также, возможно, он создал скульптуру лишь для того, что бы проверить собственные силы. Кроме того, в записях Плиния Старшего указано, что скульптура состоит из одного цельного куска мрамора, а найдена- из двух. Эти и другие доказательства в 2005 году озвучила американская исследовательница Линн Катерсон.
Так что стоит задуматься: а все ли произведения искусства, которых полным-полно в музеях по всему миру, настоящие? Конечно, может не все подлинные, но даже если и так, все равно большинство из них прекрасны.
Спасибо за внимание, подписывайтесь, что бы узнать больше интересного!