Из всех европейских наций только итальянцы могли на равных померяться силами с англо-американскими хоррормейкерами. Потомки римлян не только создали собственный уникальный жанр хоррора (джалло), но и успешно догнали американцев в области производства зомби-ужастиков, фильмов про каннибалов и псевдодокументального «пыточного порно». Не обошли внимание киноделы полуострова и традиционный готический ужас с привидениями, демонами, ведьмами, дьяволопоклонниками, вампирами и иными разновидностями ортодоксальной нежити. Как таковой яркой волны готического хоррора, сравнимой с пеплумом или спагетти-вестерном, в истории итальянских ужасов не было, но фильмы, на которые с полным правом можно поставить печать «Готика. Сделано в Италии», снимались и в пятидесятые, и в шестидесятые (пик популярности жанра, когда было снято около полусотни ужастиков про вампиров, призраков и старинные замки), и в семидесятые, и восьмидесятые, и в девяностые, и в нулевые. Даже Дарио Ардженто поставил собственные версии «Призрака оперы» Гастона Леру и «Дракулы» Брэма Стокера.
5 образцов готического ужаса по итальянским рецептам
Маска Сатаны (La maschera del demonio) 1960, режиссёр – Марио Бава. Исключительно вольная интерпретация гоголевского «Вия». Барочный черно-белый хоррор в декорациях девятнадцатого века с восставшей из мертвых Барбарой Стил, кошмарящей жителей восточноевропейской глубинки. По нынешним временам «Маска Сатаны» производит впечатление страшной, но тёплой и уютной сказки на ночь для холодного зимнего вечера.
Длинные волосы смерти (Lunghi capelli della morte, I) 1964, режиссёр – Антонио Маргерити. Средневековье, замки, ведьмы, сожжение на костре, ожившие мертвецы, эпидемия чумы и восставшая из мёртвых Барбара Стил. Итальянская готика, per se.
Они меняют облик (Hanno cambiato faccia) 1971, режиссёр – Коррадо Фарина. Готический хоррор с марксистско-конспирологическим подтекстом. Вампиры живут среди нас: они возглавляют глобальные корпорации, контролируют Ватикан и марионеточные европейские правительства. Весь мир под их колпаком. Почему вампиры, а не масоны или иллюминаты? Любят действовать по ночам, избегают дневного света и публично не принимают пищу. Фарине удалось объединить актуальную политическую повестку эпохи со сновидчески-мистической атмосферой классического готического романа.
Седьмые врата ада (...E tu vivrai nel terrore! L'aldilà) 1981, режиссёр – Лучио Фульчи. Один из лучших фильмов Фульчи, в котором он объединяет привычные для себя оргии живой мертвечины с псевдокатолическим космическим ужасом лавкрафтианского калибра. Условная современность, штат Луизиана, восстают из мёртвых к новой нежизни мертвецы, происходят иные, пугающие и недобрые вещи. Всё это как-то связано с легендой, что где-то в этой местности располагаются врата в Ад.
О смерти, о любви (Dellamorte Dellamore) 1994, режиссёр – Микеле Соави. Таинственная сила заставляет мёртвых вставать из могил, единственный, кто может защитить мир от зомби-апокалипсиса - смотритель кладбища в исполнении Руперта Эверета, самый крутой парень по ту сторону от Эша Уильямса. «О смерти, о любви» – уникальный шедевр итальянского хоррора, нарушающий все мыслимые и немыслимые жанровые конвенции. Готики в фильме примерно столько же, сколько комедии, которую, в свою очередь, просят подвинуться кафкианский ужас, брехтовский абсурд и старый добрый сюрреализм.
5 «готичных» итальянских хоррормейкеров
Марио Бава – крёстный отец джалло, отметившийся в готическом ужасе экранизациями Гоголя («Маска Сатаны»), Алексея Толстого («Черная суббота, или Три лица страха») и снятой по оригинальному сценарию «Операцией «Cтрах»». Был на «Ты» не только с маньяками, но и с вампирами и призраками.
Антонио Маргерити – маэстро итальянского эксплуатационного кино, более известный в качестве постановщика спагетти-вестернов и макаронных боевиков. Оставил заметный след и в итальянской готике. Именно он умел снимать скулы Барбары Стил так, что последняя незамедлительно стала секс-символом среди фанатов итальянского хоррора.
Коррадо Фарина – в начале семидесятых снял всего два фильма, после чего покинул большое кино. Но оба хоррора достойны самого пристального внимания и заслуженно имеют культовый статус. Про «Они меняют облик» сказано выше, но «Баба яга» ничуть не хуже. Декадентская экранизация эротических комиксов Гвидо Крепакса полюбилась не только хоррорманам, но и далёким от эксплуатейшна эстетам-синефилам.
Лучио Фульчи – заслуженный зомболог итальянского хоррора минимум дважды зашёл на территорию готического ужаса (правда в обоих случаях без прямоходящей метрвечинки не обошлось) в «Седьмых вратах ада» и «Доме на краю кладбища».
Микеле Cоави – пришёл в кино в восьмидесятые, в непростое время не только для итальянского фильма ужасов, но и для всей киноиндустрии Аппенинского полуострова. Снял подряд три готических ужастика, которые ненадолго, но сделали итальянский хоррор «снова великим»: «Собор», «Секта» и «О смерти, о любви».
Благодарю за прочтение. Другие тексты, посвященные итальянскому эксплуатационному кино:
Евроспай
Пеплум
Джалло
Постапокалипсис по-итальянски
Еврокрайм