Найти тему

Болонская школа фехтования (школа Дарди)

В средние века Италия состояла из множества независимых государств, каждое из которых находилось в постоянной войне друг с другом. В каждой такой области была своя школа фехтования и отличалась манерой в зависимости от приоритетов мастера. В первой половине XVI века среди итальянских школ фехтования особенно сильные позиции занимала Болонская школа. Она возникла в городе Болонья в начале XV века, и просуществовала до начала XVIII века.

Болонья расположена в северной части Италии. Вы уже знакомы с обзором двух северных школ Италии - Турина и Милана. Также у читателей этого блога было знакомство с легендой абордажного боя - Генуэзской школой. Эти регионы и окружают Болонью, и были ее врагами в свое время. Италия всегда была кем-то завоевана, пока не объединилась в единое государство. Также с севера у нее есть еще один сильный сосед - Венецианская школа фехтования. А на юге регион граничит с Тосканой и Марке.

Особенности северных школ Итальянского фехтования
Генуэзская школа фехтования

Карта Италии
Карта Италии

Маэстро Болонской школы фехтования Липо Дарди

Хоть и есть свидетельства, что еще в XIV веке в Болонье имелись сильные мастера-фехтовальщики, основателем Болонской школы считается именно Липо Дарди - Филиппо Бартоломео Дарди (Lippo di Bartolomeo Dardi). Годы его жизни: конец XIV века - 1464 г. Кем он был по рождению достоверно неизвестно, возможно он был не коренным болонцем, а испанцем. По призванию и профессии Дарди был не только мастером фехтования, но и профессором астрономии, астрологии, геометрии и математики в Болонском Университете.

В 1412 году Дарди получил лицензию в качестве мастера фехтования, а позже открыл школу в Болонье. В 1434 г он написал трактат по фехтованию, который был утерян, однако оказал большое влияние на видных мастеров фехтования XV века - Antonio Manciolino, Achilles Marozzo, Angelo Viggiani, Giovanni dall'Agocchie и др. Так, например, Акилле Мароццо взял в основу школу Дарди для своего трактата «Новый Труд» (итал. «Opera Nova»).

Трактат по Болонскому фехтованию от Antonio Manciolino
Трактат по Болонскому фехтованию от Antonio Manciolino

Учеником Дарди был знаменитый Гвидо Антонио ди Лука (Guido Antonio di Luca), который жил и преподавал в приходе "Santa Maria delle Muratelle". Он имел много знаменитых учеников, но самые известные - это Antonio Manciolino (Антонио Манчиолино) и Achille Marozzo (Акилле Мароццо). Именно они продиктовали известные во всем мире правила Болонской школы.

Оружие Болонской школы

Шпага (либо меч), щит, кинжал, плащ, древковое оружие. Болонская школа фехтования включает в себя не только использование холодного оружия и его комбинаций, но и методы рукопашной схватки.

Италия, Болонья, около 1540 года. Общая длина 1102 мм, длина клинка 972 мм. Меч из собрания The Metropolitan Museum of Art.
Италия, Болонья, около 1540 года. Общая длина 1102 мм, длина клинка 972 мм. Меч из собрания The Metropolitan Museum of Art.

Техника Болонской школы

Акцент в Болонской школе сделан на техники защиты (большинство из которых заимствованы из Венецианской школы), нежели на удары и уколы. В базе такой подготовки лежала логическая модель "дерево", которая позволяла помнить изученные технические элементы и комбинировать их.

В исследованиях НИИ «Мировых традиций воинских искусств и криминальных исследований применения оружия», во главе с исследователем воинских искусств и профессором Дестрезы, О. В. Мальцевым указано:


"Если взять Болонскую школу, то логическая модель школы выглядит следующим образом. Болонцы считают, что самый лучший удар - это колющий удар, т.е. самый быстрый. Но если противника колоть, то он будет защищаться. Поэтому они берут в Венецианской школе одну из разновидностей маятника ногами. Маятник выглядит следующим способом: я двигаюсь в сторону и на противника, а потом вкручивающий удар противнику. Для этого, чтобы ему меня атаковать, ему нужно либо размахнуться, а после этого будет мой вкручивающий удар. Либо он должен развернуться, пока он будет разворачиваться, я его буду бить. Удар при обороне, на вынимание руки: противник вынимает руку и я его бью. Вот и вся болонская школа фехтования. Сколько времени необходимо для того чтобы это выучить? За 2-3 дня это можно выучить, а за неделю вы будете маэстро. "

from Achille Marozzo's Opera Nova, 1536
from Achille Marozzo's Opera Nova, 1536

Сравнение Болонской школы с другими школами фехтования

Болонская школа имеет ряд особенностей, отличающих ее от других школ фехтования, ввиду определенных причин появления этой школы. Появлению ее способствовал Болонский Университет. Это учебное заведение специализировалось на изучении римского права, а дворянам в те времена для заработка ничем другим заниматься было нельзя. Все они съезжались в этот Университет, формируя своеобразное сословное большинство. Молодые дворяне активно интересовались фехтованием, и Болонья предоставляла все возможности для реализации этого интереса, т.к. имела собственных спонсоров - богатый род воинов и фехтовальщиков Бентеволио. Под их эгидой процветали многие болонские мастера, в том числе упомянутые выше.

Поэтому и цели Болонской школы накладывают свои особенности на фехтование. Нацелена она была не на подготовку мастеров фехтования (как например в Испанской школе, Венецианской, Немецкой), она была нацелена на подготовку исключительно солдат. В средневековой Европе велись постоянные войны, что породило в этом необходимость. Быстрая подготовка не являлась качественной, но позволяла по первому же требованию вводить нужное количество людей в строй. Благодаря этому Болонская школа получила столь широкую известность.

Во второй половине XVI века войны затихали, а в моду начали входить дуэли. Мастера Болонской школы подготавливали и к ним, например, имеется трактат с таким названием "Как подготовиться за 30 минут до дуэли".

Сколько бы мастеров не было у противника, Болонья противопоставляет им солдат в сотни и тысячи крат больше по количеству. И если половина из таких солдат погибала, то в целом ничего страшного в этом не было, их быстро пополняли новыми людьми. По этой причине и имеем популярными Французскую школу, Болонскую (которая относится к Итальянской). Это очень простые школы.

Так как школы, взрастающие мастеров, остались ни у дел, они сохранялись только в рамках своего рода, от отца к сыну, к внуку. Поэтому аристократы на протяжении веков были на 100 голов выше своих подчиненных и своих солдат. Также подготовка ценится на корабле, где число людей в команде ограничено и от умений каждого из них зависит каким будет исход боя в том числе. К слову бой и в наши дни требует мастерства, а не количества людей - необходимо многопланово подходить к каждой ситуации, уметь работать малыми группами с большими результатами ( а это требует подготовки). Ум человека не заменит никакая техника (ее задача только обеспечить условия для успешной реализации намерений военного).

По факту имеем, что Французское фехтование и Итальянское со своей Болонской школой, действуя подобным образом просто уничтожили остальные школы. К тому же позднее (после XIXв) многие мастера уже писали свои работы, выдавая заимствованные техники за свои разработки. Например, более ранние мастера, в том числе мастера Испанской школы (Дестрезы), всегда опирались на первоисточники, на других мастеров, анализировали и обосновывая предлагали альтернативу или дополнение. Редко в средние века вы могли бы столкнуться с воровством техник, как это происходит в последние два столетия.

О Болонском фехтовании пишет в своем трактате и Дж. Гелли "Итальянское фехтование", где он сравнивает несколько школ Италии и их мастеров, и отдает свое предпочтение Болонской школе.

20 книг Европейских школ боевого фехтования
Я не знаю противника, который будет стоять и ждать, пока вы нанесете ему удар

_____________________________________

Используемая литература:

  • https://wiktenauer.com/wiki/Filippo_Dardi
  • http://www.compaquila.com/php/maestri.php
  • О.В. Мальцев. Итальянская школа фехтования
  • Сергей Мишенев. Шпага мастера
  • О.В. Мальцев. В поисках импульса.
  • Болонская школа фехтования (Википедия)
  • Alessandro Battistini, Niki Corradetti. EARNINGS OF A FENCING MASTER IN BOLOGNA IN XV AND EARLY XVI CENTURY
  • Дж. Гелли. Итальянское фехтование

from Achille Marozzo
from Achille Marozzo
Ставьте лайки и подписывайтесь, если хотите чтобы наряду с техниками Дестрезы (Испанской школы), были бы и знакомящие обзоры других Европейских школ фехтования! С уважением и до связи!