Многие замечали, что поезда гудят по-разному. Иногда тише, иногда громче, иной раз дадут один длинный гудок, а в другой раз – несколько коротких. Почему так и что обозначают гудки.
Вообще существует два основных типа звуковых сигналов по громкости и тональности. Тихий свисток используется на станциях, чтобы особо не пугать пассажиров и не оглушать работников железной дороги. Такой свисток в определенных комбинациях имеет определенное значение для работников железнодорожного транспорта. Но об этом позже.
Есть также громкий тифон, который используется на перегонах для предупреждения о движении поезда.
Гудки подаются по-разному в зависимости от типа локомотива. Где-то это педаль, где-то кнопка, а где-то нужно «дернуть за веревочку».
Теперь самое интересное. Какой сигнал, что обозначает.
Самый простой сигнал – один длинный свисток – это оповестительный сигнал. Подается при приближении поезда к станциям, сигнальным знакам, кривым участкам пути, тоннелям, при встрече поездов на перегонах, при приближении к находящимся на пути людям и в других случаях, требующих оповещения о приближении поезда.
Свои правила есть при маневрах и при следовании двойной тягой. Это отдельная тема, которая пассажира мало касается.
А вот интересные сигналы при движении поездов. Три коротких: стой, один длинный – отправиться поезду, три длинных и один короткий – прибытие поезда на станцию не в полном составе.
Есть очень интересный сигнал бдительности. Он – служебный и подается одним коротким и одним длинным свистком локомотива. Используется в основном при проследовании светофоров и станций.
А есть сигнал тревоги, который подается свистками локомотивов, сиренами, ударами в подвешенные металлические предметы. Звучит он как три точки, три тире. То есть три коротких, три длинных. Повторяется многократно. Используется при обнаружении на пути неисправности, при остановке поезда в снежном заносе, при разрыве поезда, крушении и т.д. А при пожаре подается группами из одного длинного и двух коротких звуков.