Найти в Дзене
Дзен с Севера

Маленький, да удаленький. Что может скрывать небольшой музейчик ?

А ларчик просто открывался... Это про меня и краеведческий музей в Березнике Виноградовского района Архангельской области. Сколько раз мимо проезжала и все не досуг было. В 2018 году принципиально заехала. А перед тем, как - моя фантазия много лет рисовала роскошную картину, которую я увижу при распахнутой двери этого музейного деревенского дома, стоящего прямо на трассе М8.

Музей небольшой, сравним с тремя комнатками и кухней обычного северного деревенского  дома.  На "домашних" площадях  показаны элементы  Двинской культуры: ручная вышивка, самотканые полотна, рубахи на разные случаи жизни, предметы быта крестьянской жизни
Музей небольшой, сравним с тремя комнатками и кухней обычного северного деревенского дома. На "домашних" площадях показаны элементы Двинской культуры: ручная вышивка, самотканые полотна, рубахи на разные случаи жизни, предметы быта крестьянской жизни
Реальные рубахи из реально самотканого полотна. Смотришь на них и вся жизнь северного крестьянина мимо проносится.
Реальные рубахи из реально самотканого полотна. Смотришь на них и вся жизнь северного крестьянина мимо проносится.
И конечно же я увидела в нем мои любимые прялочки с Борецкой росписью, родиной которой и является этот самый Виноградовский район.
И конечно же я увидела в нем мои любимые прялочки с Борецкой росписью, родиной которой и является этот самый Виноградовский район.
 В музейной экспозиции выставлено не так много прялок с Борецкой росписью, но они, действительно роскошные! Говорят, что сюда специально  cъезжаются специалисты для копирования мотивов, когда то выданных миру нашими двинскими мастерами.
В музейной экспозиции выставлено не так много прялок с Борецкой росписью, но они, действительно роскошные! Говорят, что сюда специально cъезжаются специалисты для копирования мотивов, когда то выданных миру нашими двинскими мастерами.
Справка: Среди легенд и преданий, бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи: «Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Великий Новгород, а Марфа Борецкая, якобы, вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст». В Борке и по сей день сохраняют традиции легендарной росписи.  Вначале, существовал один центр росписи — село Борок в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Впоследствии отпочковались еще два центра: с «пучужской» и «тоемской" росписью. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.
Справка: Среди легенд и преданий, бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи: «Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Великий Новгород, а Марфа Борецкая, якобы, вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст». В Борке и по сей день сохраняют традиции легендарной росписи. Вначале, существовал один центр росписи — село Борок в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Впоследствии отпочковались еще два центра: с «пучужской» и «тоемской" росписью. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.
Справка: Среди легенд и преданий, бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи: «Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Великий Новгород, а Марфа Борецкая, якобы, вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст». В Борке и по сей день сохраняют традиции легендарной росписи.  Вначале, существовал один центр росписи — село Борок в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Впоследствии отпочковались еще два центра: с «пучужской» и «тоемской" росписью. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.
Справка: Среди легенд и преданий, бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи: «Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Великий Новгород, а Марфа Борецкая, якобы, вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст». В Борке и по сей день сохраняют традиции легендарной росписи. Вначале, существовал один центр росписи — село Борок в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Впоследствии отпочковались еще два центра: с «пучужской» и «тоемской" росписью. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.
Справка: Среди легенд и преданий, бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи: «Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Великий Новгород, а Марфа Борецкая, якобы, вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст». В Борке и по сей день сохраняют традиции легендарной росписи.  Вначале, существовал один центр росписи — село Борок в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Впоследствии отпочковались еще два центра: с «пучужской» и «тоемской" росписью. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.
Справка: Среди легенд и преданий, бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи: «Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Великий Новгород, а Марфа Борецкая, якобы, вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст». В Борке и по сей день сохраняют традиции легендарной росписи. Вначале, существовал один центр росписи — село Борок в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Впоследствии отпочковались еще два центра: с «пучужской» и «тоемской" росписью. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый. Вот эта зеленая прялка, мне кажется - нечто драгоценное вообще.
Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый. Вот эта зеленая прялка, мне кажется - нечто драгоценное вообще.
А эта еще не дорисована мастером.  Интереснено увидеть слой еще без краски.
А эта еще не дорисована мастером. Интереснено увидеть слой еще без краски.
А вот эта находка (ниже) меня не просто удивила...
А вот эта находка (ниже) меня не просто удивила...
Глядя на узоры этой швейки*, сразу вспомнились морозные узоры семьи Петровских из дома Кичина, которые я увидела за день до этого в Вельске впервые.Что-то мне подсказывает, что возможно это рука одного мастера.
Глядя на узоры этой швейки*, сразу вспомнились морозные узоры семьи Петровских из дома Кичина, которые я увидела за день до этого в Вельске впервые.Что-то мне подсказывает, что возможно это рука одного мастера.

*Швейка - инструмент, схожий с прялкой, но предназначенный для вышивания. К верхней части прикреплялась подушечка, на которой булавочкой закреплялось вышиваемое полотно. Вышивая стежок за стежком, полотно передвигали, ловко вынимая и снова вкалывая булавку. Наши предки были большими умельцами.

Обнаружила вот такую птичку с незнакомой мне росписью. Весьма аутентична.. и стильна шкатулочка.
Обнаружила вот такую птичку с незнакомой мне росписью. Весьма аутентична.. и стильна шкатулочка.
 И сундучок здесь тоже с похожей росписью лежит с приданым.
И сундучок здесь тоже с похожей росписью лежит с приданым.
Сколько же вдохновения, настоянного в этих маленьких комнатах...
Сколько же вдохновения, настоянного в этих маленьких комнатах...

Музей имеет статус краеведческого, здесь детишки знакомятся не только с бытом, но и с военной историей, с флорой и фауной. Флора чудесно представлена в самом начале музея. Правда. Очень интересно видеть не просто зверей за стеклом, а зверей, которые живут вокруг нас, именно в этих лесах. Вот, например птички, живущие исключительно в этих болотах.

А есть еще белки летяги, зайцы -великаны и тд.
А есть еще белки летяги, зайцы -великаны и тд.

Музей неплохой, но какой-то мягко сказать не живой.

Но я верю, что скоро здесь будет настоящая конфетка, при виде которой каждый проезжий становился бы НЕ проезжим, а ЗАЕЗЖИМ или даже ПРИЕЗЖИМ. Мечтаю о роскошном музее в настоящем деревенском северном доме. Сказ о нем в мире мог бы разлетаться со скоростью, схожей с деревенской новостной лентой.

Подождем...
Подождем...