Найти тему
Людмила Машукова

ИЗ ИСТОРИИ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ!

В далёкие дали оглядываться не будем, вспомним только, что в Тибет знания попали с древней Индии и первоначально были писаны на САНСКРИТЕ!!! Царь Трисонг Децен (755—797) пригласил из Индии великих индийских гуру Шантаракшиту и Падмасамбхаву, которые организовали перевод с санскрита текстов Учения и создали буддийскую сангху Тибета.

В Центральном Тибете был построен монастырский университет Самье, а монастыри университеты стали носить название в честь царя основателя - ДЕЦЕН - ДАЦАН.

Начнем со второй половины 16 века, именно тогда в тибетском монастыре СЭРТОГ - МАНБА в Лахасе, более 500 мастеров, в числе которых были художники создали знаменитый АТЛАС "Бри -ша" атлас представляет собой 77 листов . все листы имеют почти метровый формат, края всех листов обклеены тканью. Каждая страница разлинована и расчерчена на квадратики. и в каждом квадратике рисунок или даже несколько с пояснениями!!!!
В Атласе и рисунки как ставить диагноз по пульсу - более тысячи рисунков, и в какое время лечить ту или иную болезнь (Солнце, фазы Луны, часы) , время года, по выстаиванию планет - из этого даже сейчас новую медицинскую науку создали - хрономедицина!


Мало того, всё это зашифровали так, как алхимики зашифровывали свои трактаты, например -сердце - король, сановники - лёгкие, красный дракон - кровь....
САМ АТЛАС ПРИЛАГАЛСЯ К ТРАКТАТАМ "ВАЙДУРЬЯ - ОНБО" ОН СОСТАВЛЕН В 9 ВЕКЕ И ОБЪЕМОМ В 1283 ЛИСТА И К " ЧЖУТ -ШИ" - В НЁМ 14 ТЫСЯЧ ОБРАЗНЫХ СТИХОТВОРНЫХ СТРОК!
ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЮСЬ ЭТИ ТРАКТАТЫ НАПИСАНЫ НА САНСКРИТЕ. СТАРОТИБЕТСКОМ И СТАРОМОНГОЛЬСКОМ!

В своё время, после вторжения турков в Индию, Персию, многие знания и трактаты по медицине В ИНДИИ были уничтожены Но эти знания сохранились в Тибете Там они оставались в единственном варианте! Хранили их как зеницу ока!

Доступ к знаниям был возможен только единицам - избранным - пандитам.

Здесь изучали и то, что сейчас принято называть экстрасенсорикой. метафизикой и мистикой
Любого, кто осмелился пройти в заветное хранилище ждала смерть, тех кто просто проникал на территорию храма - тюремное заключение. так в конце 1800 века был убит французский учёный путешественник Дютрейль де Рен. Один японец - Кавагучи, пробрался на территорию, под видом паломника, его убили, а монахам, которые дали ему приют - как паломнику, выкололи глаза!

Один лама, подкупленный Индийским учёным Саратом Чандра, попытался проникнуть в хранилище.

Его принародно избили, а потом заключили в темницу на вечно (то есть и после его смерти кости из темницы не выносились)

Так бы мир и не узнал, об этих удивительных трактатах, если бы не один ГЕРОЙ!!!!

В НАЧАЛЕ ПРОШЛОГО ВЕКА, ДАЛАЙ - ЛАМОЙ СТАЛ РЕБЁНОК.


Агва́н Лобса́н Доржи́ев - БУРЯТ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ, стал одним из семи высших учёных, которые воспитывали и обучали 13 летнего мальчика - Великого Далай - Ламу.

Через какое то время Доржиев стал при ребёнке хамбалалама - партнером по философскому диспуту — важнейшему компоненту буддийского образования — а позже ближайшим советником!!!

Вот он то и предпринял неслыханную по тем временам акцию!

Уж в каком тайном месте, и как, про то никому не ведомо, но понятно, что с разрешения самого Далай - ламы, но в большом секрете от остальных, были созданы копии!!!!

Если бы про то узнали остальные - его бы убили!
Копии Агва́н Доржи́ев переправил в Бурятию, в дацан.


Пришла революция, дацаны закрывались.

В ноябре 1937 года в Бурятии 85-летний Доржиев был арестован, а в 1937 скончался в тюремной больнице города Улан-Удэ.


Но перед арестом он добился того, чтобы трактаты и Атлас передали на сохранение в республиканский краеведческий музей!!!!

А что же произошло в Тибете?

Когда КНР присоединило к себе Тибет , а в 1966 г началась Культурная революция, то по приказу Мао Цзедуна, были разрушены почти все храмы, уничтожены книги, трактаты, летописи, монахи репрессированы.

Так были уничтожены и великие творения!

Но остался единственный экземпляр в Улан -Удэ!!!!
Единственный во ВСЁМ МИРЕ!!!!

Прошла война, и наконец то нашелся учёный который обратил своё внимание на этот великий труд!

Были подключены сотрудники Института Биологии Бурятского АН СССР, были собраны переводчики, лингвисты, врачи...
ЭТО БЫЛО ВПЕРВЫЕ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ!!!!

Так благодаря советским людям перевели с санскрита, то что хранилось веками и пряталось от всех людей, и было доступно только кучке избранных.

с1206г по1555 север Индии стал принадлежать мусульманам, там возникло новое государство, со столицей Дели. Подробно об этом писать не буду. Важно то, что и мамлюки, и турки и тот же самый Тимур - который между прочим вырезал всё мужское население и вывез всё более или менее ценное не ценили ВЕДИЧЕСКИЕ, ДРЕВНИЕ ЗНАНИЯ, А САМИХ ИНДУСОВ НЕ СЧИТАЛИ ЗА ЛЮДЕЙ. Но юг Индии постоянно воевал, то и дело вспыхивали восстания. ЭТО Я К ТОМУ, ЧТО В ИНДИИ ХВАТАЛО ЛЮДЕЙ КОТОРЫЕ ХРАНИЛИ И СБЕРЕГЛИ ЗНАНИЯ, НО ЗНАНИЯ ЭТИ СТАЛИ НАРОДНЫМИ И ПЕРЕДАВАЛИСЬ ВСЕМ ЖЕЛАЮЩИМ - ЧТОБ НЕ ПРОПАЛИ!!!!
Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, Махабхарата в них есть и заговоры, и заклинания, и сведенья о лекарственных травах, мудры, мантры поклонения воле и огню, но всё это идёт с гимнами богам и царям. В Атхарваведе есть полная и развёрнутая картина внутриутробного развития ребёнка в чреве матери. Там есть и о пяти видах Праны.

Аюрведа состоит уже из шестнадцати частей
1. Маулика сиддханта (основная концепция).
2. Шарира (анатомия и физиология).
3. Дравйагуна (фармакология).
4. Бхейшаджакалпана (фармацевтика).
5. Расашастра (наука о металлах и минералогия).
6. Нидана (патология и диагностика).
7. Кайа Чикитша (общая медицина).
8. Свастхавритта (социальная медицина и профилактическая медицина).
9. Манаса рога и Бхутавидйа (психиатрия и демонология).
10. Ваджикарана (наука о любви, сексе, увеличении сексуальной силы и т.д., а также о принципах рождения хорошего и здорового потомства).
11. Агада Тантра (токсикология).
12. Шалйа Чикитша (хирургия).
13. Шалакйа Тантра (лечение органов, расположенных выше плеч).
14. Расаяна (наука об омоложении организма и всевозможных тониках).
15. Каумарабхритйа (педиатрия).
16. Прасути Тантра (акушерство и гинекология).

Но в аюрведе САМОЕ большее значение уделялось душевному равновесию и ДУХОВНЫМ ПРАКТИКАМ УСМИРЯЮЩИМ ДУШЕВНЫЕ ПОРЫВЫ, ПЛОТЬ . По этому йогов в ИНДИИ больше, и им может стать любой кто захочет))) КАРМА - ОДНО ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ АЮРВЕДЫ

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА ВЫШЛА ИЗ ИНДИЙСКОЙ!!! Я УЖЕ ПИСАЛА - ПЕРВЫЕ ТРАКТАТЫ ПЕРЕВОДИЛИСЬ С САНСКРИТА! НО их в первую очередь интересовало и большее значение имело сначала диагностика (по моче, пульсу, глазам - радужке глаза), потом исцеление тела. Совершено не интересовала наука о любви. Да там есть практики, но они были рассчитаны на малый круг повещенных - ИЗБРАНЫХ. ЗДОРОВЫЙ ДУХ И ВЫБОР ОБРАЗА ЖИЗНИ - ВОТ, ЧТО СТОИТ В ЗАГЛАВИИ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ.

ХОТЯ НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО ВСЁ УЧЕНИЕ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК ОКЕАН, ВЕРНЕЕ ВОЛНЫ!

Первая волна знаний пришла в Тибет, а потом те же знания отхлынули назад в Индию, но уже переработанные, может быть по новому осмысленные, с новыми волнами что то дополнялось, менялось!

-2
-3

-4

Всё что осталось от храма Солнца после мусульманского владычества турков

Если Вы познакомитесь с медицинскими трактатами тибетских лам - траволечебниками.

То увидите, что там нередки сборы от 100 до 200 трав в сборе, туда же может входить сырьё и животного происхождения, например сушёная желчь, перетёртые или обожжённые кости животных....

Правда там подход маленько другой, там всё сырьё перетирается в порошок, почти пыль и из этой пыли, с добавлением связующего матерьяла (мозги, жир, кровь, масло...) делаются пилюли, иногда они величенной с русский боб.

В КЛАССИЧЕСКИХ ТИБЕТСКИХ ТРАВЯНЫХ СБОРАХ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ МЕНЬШЕ 60 ТРАВ!!!!
ЕСЛИ МЕНЬШЕ ЭТО НИ ДРЕВНИЙ ТИБЕТСКИЙ СБОР - ЭТО СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА - ИЛИ ВЫДЕРЖКА!!!!!!!

Современные препараты из трав, тоже делаются из перетёртых трав, так же перетирают в пыль.
В славянской практике принято принимать чаи или настои. Видно что в рот несёшь )))

А не сухую, перетёртую в порошок массу.
В современных препаратах, основанных на травах, вы как раз кладёте в рот сухую массу, которую потом запиваете водой!!!


" Известный советский востоковед Е. Е. Обермиллер совершенно справедливо отмечал, что при изучении санскритских, тибетских медицинских источников главное внимание должно быть обращено на правильную передачу и интерпретацию технических терминов." Эльберт Базарон

"Исторически достоверно, что тибетская медицина — детище древнеиндийской медицины, поэтому нередко называют ее индо-тибетской. Индия издавна считалась страной мудрецов и мыслителей. Испокон веков индийцы относились к знаниям с особым почтением. «Даже боги завидуют мудрецам»,— гласит «Дхаммапада»"

Очерки тибетской медицины 1992

История ранней индийской медицины сохранилась в виде легенд и преданий.

В этих преданиях говорится, что первыми врачами была боги и небесные духи.

Одна из легенд гласит, что будда Канакамуни ради блага живого научил небожителя Самбу-Лха тысячам способов терапевтического и хирургического лечения, который в свою очередь передал знания своему сыну Нюрбе — владыке всех живых существ.

Нюрба обучил медицине сына Асвани и врача небожителей, а последний передал свои знания всемогущему богу Индре.

У Индры было семь великих учеников, небесных риши, каждый из которых написал по одному сочинению.

На основании этих сочинений было составлено общее учение о медицине, по-тибетски называемое «Царака-дэ-жад» (букв. Восемь отделов Цараки).

ЦАРАКА - ЭТО ЧАРАКА - ЧАКРА - ПО САНСКРИТУ! И ПЕРЕВОДИТСЯ КАК ЧАША В КОТОРОЙ ПЛЕСКАЕТСЯ ЭНЕРГИЯ - СИЛА!

«Царака-дэ-жад» состоит из восьми крупных разделов
В 120—122 тома Данчжура вошли медицинские сочинения известного посла Вагбхаты кашмирского врача Чандрананды, переведенные на тибетский язык пандитом Дхармашриварманом.

Сам Чандрананда, хорошо изучивший труды Вагбхаты, перевел при участии переводчика Вайрочаны с САНСКРИТА на тибетский язык текст «Чжуд-ши» в его первоначальном виде. Е. Е. Обермиллер пишет: «Этот автор приобретает совершенно исключительное положение, являясь тем, кто непосредственно ввел индийскую медицинскую науку в Тибете»

С 1357г, тибетская медицина пошла в упадок, и чуть освсем не исчезла. возрождение началось при дворе далай-ламы V Агван-Лобсан-Чжамцо (1617—1682) был известен как врач и политический деятель Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо (1653—1705).

Он являлся автором двух известных медицинских сочинений — «Вайдурья-онбо» и «Лхантаб».
Первая книга «Вайдурья-онбо» (569 страниц) представляет собой подробный комментарий к основному теоретическому и практическому руководству тибетской медицины «Чжуд-ши».

В «Вайдурья-онбо» автор прокомментировал все 156 глав «Чжуд-ши» и внес дополнения к его разделам о причинах болезней и способах лечения.
Второе крупное сочинение Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо «Лхантаб» представляет собой комментарий и дополнения к III—IV томам «Чжуд-ши» — «Мапнаг-чжуд»,

«Чи-мэй-чжуд» (состоят из 133 глав) и содержит в себе основы общей и частной патологии тибетской медицины.

Особое внимание в «Лхантабе» автор уделил вопросам лечения болезней и ввел новые лекарственные средства.

Еще при жизни Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать его сочинения «Вайдурья-онбо».

Так был создан после его смерти «Атлас тибетской медицины» — замечательный памятник классической тибетской культуры. 1742 г. коллективом монгольских ученых во главе с Рольбий-Дарчже (1717—1786) составлен тибетско-монгольский терминологический словарь буддизма «Мэргэд гархуйн орон» (Источник мудрецов) как теоретическое и практическое руководство при переводе тибетского «Даичжура» на монгольский язык

В Улан-Баторе с 70-х гг. начаты серьезные научные исследования по монгольской и тибетской медицин несколько позже был создан Институт народной медицины с клинической базой, в котором проводятся изучение литературных источников, фармакологические и следования лекарственных растений."

-5